Больше рецензий

11 августа 2024 г. 20:32

51

5 Чтение есть соучастие в творчестве

Ценность книги в том,что она построена в формате интервью с Бродским. Все мы знаем что интервью в журналистике — один из жанров в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Можно ли по этому диалогу построить портрет Иосифа Бродского? Не думаю,но сделать определенные выводы о его личности - да.

Говорят,что Волков грешит выдуманным диалогами и деталями.Но доказано это  не было ,как и не была предъявлена запись с голосом Бродского.
К тому же Бродский крайне болезненно относился к изучению его биографии.Опасался,что интерес к его поэзии подменится интересом к личным аспектам жизни и стихи будут казаться плоским вариантом автобиографии.

" Хотя знание биографии поэта само по себе может быть замечательной вещью, особенно для поклонников того или иного таланта, но это знание зачастую вовсе не проясняет содержание стихов. А может и затемнять. Можно повторять обстоятельства тюрьма, преследования, изгнания. Но результат - в смысле искусства-неповторим."

Книга для меня была интересной,но не простой. Бродский говорил:

"чтобы читать прозу,надо более или менее представлять себе реальность за ней. Для восприятия отображающей ее прозы непременно требуется определенное знание истории Советского Союза."

Так и чтение "Диалогов" требует определенной осведомленности в истории страны и представление о людях которые обсуждались в интервью.
Как вы понимаете эта не книга которую можно прочесть на одном дыхании

Я не заметила пафоса в диалогах с Бродским. Человек определенного таланта при обсуждении темы своего творчества ( в котором он разбирается и добился успеха) может позволить себе определенные высказывания.

"С другой стороны, почему бы и нет? В конце концов, если нас обвинят в снобизме , пусть их. Всё равно нас в чём-нибудь обвинят."
"Единственная амбиция, которая у меня существует,-это амбиция по отношению к процессу она заключается только в течение процесса, в самом процессе. А жизнь, так сказать, продукта меня совершенно не волнует точка мне совершенно безразлично, что происходит с моими стихами после того, как они написаны."
"А вся эта забота поэта своей биографии-моветон, как я уже сказала. Тем более для двадцатого века, поскольку в этом веке, особенно в русской поэзии, стилистически всё находится в процессе развития и это развитие, как мне кажется, до сих пор продолжается точка так что мне совершенно неохота останавливаться на какой бы то ни было манере высказывания. И я думаю, что это не только мне свойственно, а многим другим.
"И я не ставлю себя выше читателя-как, впрочем, и ниже точка может быть, в этом смысле я-продукт советской системы, но никогда я не относился к себе как к автору. Честное слово! Хотят заявление, будучи произнесённым, может восприниматься как некое кокетство точка на самом деле я всю жизнь относился к себе-и это главное!-прежде всего как некое метафизической единицы. И главным образом меня интересовало, что с человеком, с индивидуумом происходит продукты побочные, хотя всегда считается наоборот.