Больше рецензий
8 января 2015 г. 18:10
21K
2.5
РецензияСамая большая проблема очень многих современных книг - это псевдоинтеллектуализм, эдакая простота в массе упаковочной обертки многословия и финтифлюшек, разворачивая которую ты, в самой сердцевине, находишь не зерно мысли, не глубину, а пустоту. Ничего, кроме оберточной бумаги в 800 страниц. Вот такова и эта книга - пустая, многословная, с потугами на искусство, рефлексию и невозможность выпрыгнуть из магического круга несчатной жизни, куда отправляет одно-единственное случайное событие и все в жизни становится не случайным. Герой становится похож на щегла на привязи - куда бы он не захотел полететь, получится у него только на длину цепочки/ошейника/веревки. Вырваться из очерченного круга не удасться.
Вот, собственно, об этом все 800 страниц текста. Да, идея была грандиозная - создать современные ''Большие наджеды'', с описанием антикварного мира Нью-Йорка, стилизовать все в старинных антикварных декорациях, рассказать о том, что подделки ловко выдаются за подлинники, причем, не только мебель или картины, но и чувства, безусловно, тоже. История эдакого современного Пипа, попавшего в большой мир, прошедшего все испытания и пережившего ''большие надежды'', эдакого современного нью-йоркского мальчика-сироты. Но если у Диккенса есть и идея, и мораль, и поучительная история, и юмор, то у Тартт одни лишь воздушные шарики: от очень невнятного главного героя, который на протяжении всего романа абсолютно одинаков - его речь, его мысли, - все одинаково с первой страницы и до последней, то есть эти шарики от главного героя до самого сюжета. Не было никакого развития героя, словно герою двенадцать и в начале истории и в конце, просто автор написала, что он как бы вырос. О, нет, есть одно развитие - наркотики и алкоголь. Вот еще одна неизменная составляющая большинства современных романов - наркотики и алкоголь. Ну без этих атрибутов роман не роман, мысль не мысль, современность не современность, глубина не глубина. Ах, да, еще мат. Тоже такая ''правда жизни'', без мата смысл жизни понять невозможно. Ну да ладно.
Для меня книга очень четко поделилась на две части: жизнь Тео с мамой до происшествия в музее и последующие события, которые привели его в Лас-Вегас к отцу - это первая часть; а вторая - все оставшееся после возвращения в Нью-Йорк. И если первая часть мне безумно понравилась развитием сюжета, не глубиной или психологией, а именно сюжетно, то вторая часть просто провалилась в какую-то пустоту под названием ''ничто''. По сути все повороты второй части можно предугадать и просчитать, а это скучно. Так же совершенно неубедительны все персонажи романа, роман большой, длинный, но никто из тех, кто живет в книге не выписан хоть в какие-то психологические портреты, герои в детском возрасте говорят так же как и во взрослом возрасте, психологичеки они ничем не отличаются сами от себя. Такого не бывает - человек в процессе жизни претерпевает большие изменения, как в психологии, в интеллекте, так и в речевом общении, чего у героев Тартт нет. Пробелы в сюжете, пробелы во взаимодействии персонажей друг с другом.
Я не смогла попасть в мир Тео, в его мучительную и одинокую жизнь, я не смогла проникнуться его болью, я не смогла почувствовать горечь потери Энди или его полынную любовь к Пиппе. Вообще не почувствовала, хотя я человек очень и очень сентиментальный и чувствительный. Мне не хватило жизни в книге, горячей, болезненной, одинокой. Я не сочувствовала героям. Мне не хотелось плакать от их неприкаянности. Просто наблюдение со стороны. Единственный, кто меня тронул - это Попчик. И в романе до возвращения героя в Нью-Йорк, последние страницы, которые хоть как-то затронули - это путешествие Тео с Попчиком в Нью-Йорк. Остальное - мимо. Даже псевдофилософствования в конце романа.
Ветка комментариев
Спасибо Вам огромное за такой комментарий. Спасибо!
Я прекрасно понимаю о чем Вы говорите и я сама люблю книги именно за попадание автора в мой мир и в мои мироощущения. Более того, я делю книги и вообще все виды искусства на ''мои'' и ''не мои'', и здесь роли не играет их художественная ценность или принадлежность к классике (как там было у Пруста - даже пятно бензина может вызвать в памяти аромат цветущего сада), это вообще непонятная структура - чем?, как? может понравится то или иное произведение. Поэтом нам всем нравятся разные вещи, разные книги, мы восторгаемся разными вещами и разным искусством, потому что мы разные и находим в книгах/картинах/музыке/фильмах то, что близко именно нам, происходит некое узнавание. И я это прекрасно понимаю и я не говорю: не читайте эт книгу, потому что она мне не понравилась. Наоборот, читайте и выносите собственное суждение, чувствуйте книгу по-своему.
Единственное с чем я не соласна, с тем, что наше внутреннее ''я'' неизменно. Оно меняется. Нет, некий стержень, если он есть, он остается тем же самым, но мы меняемся под влиянием жизни, событий, переосмысления, других людей, то есть, набираясь опыта, мы меняемся.
Я не думаю, что вернусь к книам Тартт, потому что это совсем не мое. Дело даже не в том ''хорошая'' книга или ''плохая'', а в эмоциональной пустоте, которую оставила книга после прочтения. Я никогда не возвращаюсь к таким авторам, прекрасно понимая, что для кого-то автор окажется близким и понятным.
Но в этом и вся мощь искусства - оно разное, оно воздействует на каждого индивидуально и в разных точках зрения состоит полемика, для меня большое счастье читать такие комментарии как Ваш. Спасибо еще раз.