Больше рецензий
18 августа 2024 г. 13:48
64
5 Глубоко и эпично
РецензияЕсли вы любите мифы Древней Греции, то можете смело закрывать эту рецензию и идти читать книгу. Потом вернетесь, если захотите, дабы сравнить впечатления. Но поклонникам тематики проходить мимо «Царицы Теней» — непростительная роскошь. Роман заслуживает, чтобы с ним как минимум ознакомились. Причем не только фанаты приключений Олимпийцев, но и широкий круг читателей, тем более язык произведения к нему благосклонен.
Роман представлен в трех жанрах фэнтези — эпическое, романтическое и героическое. В первую очередь он производит впечатление именно героического и романтического фэнтези, ибо немалая часть истории посвящена развитию героев и их взаимоотношений. Последних, как и самих персонажей, здесь немало, однако не стоит переживать — сопливых мылодрам тут нет (ну разве что совсем чуть-чуть). Все чувственно, эмоционально и по-серьезному. Эпик тоже присутствует. И пусть его здесь не так чтобы много, но каждый момент остается в памяти яркой вспышкой. Отчасти благодаря умению автора выдержать баланс между динамичными эпизодами, раскрытием персонажей и периодами затишья.
Сюжет
Давно миновали те дни, когда люди в массе страшились гнева богов, почитали их и приносили жертвы. Но это не значит, что богов нет. Олимпийцы, бессмертные и полубоги тайно живут среди людей, попутно оберегая планету. А заодно строят козни, плетут интриги и подкладывают друг другу палки в колеса, в перерывах между этими увлекательными занятиями предаваясь веселью. Знакомая картина быта Олимпийцев. Зевс рулит в олимпийских чертогах, Посейдон правит океанами, а Аид… а вот здесь начинаются первые сюрпризы. Владыка царства мертвых заточен в темнице, и все ждут не дождутся, когда он сам станет тем, кого обычно Харон перевозит в своей лодке. Почему? Ответа на сей вопрос я вам не дам, ибо это слишком глубокий спойлер. Но одного из троих так просто убить нельзя. Это может сделать лишь Персефона, переродившаяся в теле одного из полубогов. Таковой оказывается Лина — дочь наследников древних. К такому повороту событий девушка была не готова. И уж тем более она не в состоянии была убить Аида. Разве может Персефона навредить возлюбленному? Она освобождает Владыку царства Теней, и вскоре Аид приходит за ней. Ведь законное место Лины — рядом с ним, на троне в подземном царстве…
Все это — лишь малая вершина айсберга. Чем дольше погружаешься в сюжет, тем яснее осознаешь, что многое — не то, чем казалось изначально. У каждого героя — свои секреты и мотивы. И стоит вам подумать, что они уже продемонстрировали свое истинное лицо, как они раз за разом вновь удивляют вас. Отношение к различным персонажам будут неоднократно меняться от одного поворота истории к другому. И это держит в напряжении, заставляя угадывать, каков же будет следующий шаг?
Структура сюжета
Основная сюжетная линия происходит в настоящем, однако истоки всех событий, как всегда, следует искать в прошлом. Основная ветка щедро разбавлена флешбеками. Но приятный парадокс в том, что они нисколько не тормозят динамику повествования. Более того, фрагменты минувших событий по своему накалу и драматизму порой затмевают даже сюжетную линию современности. И при этом раскрывают перед читателем тайны и секреты, кои подсовывает главная линия, но делает сие с умеренным дозированием, заставляя поддерживать в вас интерес до самых титров. Грамотно выстроенные флешбеки — невероятная редкость для произведений. Такая редкость, что когда вижу их, то возникает желание скипнуть «очередную унылую разъяснительную вставку». Здесь же все иначе — каждый новый флешбек приветствуешь с энтузиазмом и в предвкушении раскрытия новых сюжетных ходов.
Динамика бодрая. Все время что-то, да происходит. В книге немало экшен-эпизодов. Они выполнены качественно, но не изобилуют детальными подробностями. Возможно, некоторым из них недостает эпика, но автор щедро компенсирует его в других, более важных для сюжета, моментах. Временами динамика сбавляет скорость до умеренной, но никогда не опускается до низкой, даже в моменты описаний, которые, не побоюсь этого слова, здесь просто превосходные.
Логика как мира, его законов, так и действующих лиц — на высоте. Не раз за историю вы зададите себе вопросы — что здесь происходит? почему именно так, а не эдак? почему он/она сделали именно это? И рано или поздно, но получите убедительный и исчерпывающий ответ.
Герои
Мне сложно описать персонажей по отдельности, ибо они запоминаются все. Вот буквально все. От фокальных Аида и Персефоны до героев третьего плана Харона, Цербера, мойр и т. д. И что самое любопытное — они не сливаются в единую и однообразную массу. Даже тогда, когда по сюжету могли бы. Например, Афина и Арес — оба боги войны. Только первая — мудрая, а второй — безжалостный кровопийца. Но даже в тот момент сюжета, когда Афина под действием определенных обстоятельств, утратит контроль над разумом, вы все равно не спутаете этих героев. И не только потому, что они разного пола. Ибо все равно видна разница в характерах. Например, у Ареса он более, мягко скажем, прогнивший.
Кратенько о тех, кто запомнился лучше всего (это сложно, ибо запомнились все)
Лина/Персефона — она была не готова к такому повороту событий. Не готова, что в ней возродится дочь Деметры. И тем интереснее наблюдать за трансформацией героини из запуганной и хрупкой девушки в царицу Теней. Медленное принятие новой роли, освоение и взлет. Путь, не лишенный препятствий и смертельных опасностей. Ведь среди богов никогда не бывает спокойных времен. Путь, полный любви и драмы, страха, ненависти и прощения. Под грузом судьбы нетрудно сломаться, даже если ты — могущественная Персефона. Справится ли она с новой ролью? Прочтете и узнаете.
Аид — пожалуй, самый харизматичный персонаж всей книги. Конкуренцию ему смогут составить лишь Гермес и Дионис, но эти двое берут своей светлой аурой, подвешенным языком и шуточками, а вот Владыка мертвых — совсем наоборот. Его холодность чувствуется даже сквозь текст. Холодность и могущество. Способность испепелить одним лишь взглядом. Но за этим фасадом скрывается другой Аид, совсем не похожий на себя внешнего. Ведь не могла же Персефона полюбить жестокую и бесчувственную статую? Правда же? Но и здесь найдутся свои скелеты в шкафу.
Зевс — тот самый чувак, который сначала кидает молнии, а потом задает вопросы. Вспыльчив, несдержан и готов охаять вас по любому поводу. И даже если доказать ему его неправоту, навряд ли дождетесь извинений. По первому впечатлению с ним все ясно. Лично я не раз ловил себя на мысли, что хочу съездить ему по морде. Но помните. Персонажи этой истории, как и сюжет — вершина айсберга. Чтобы разобраться в каждом из них, придется нырнуть поглубже. И я настоятельно советую вам это сделать.
Посейдон — голос разума посреди олимпийской вакханалии. Если кому-то нужен холодный душ, дабы остудить горячие головы, хозяин морей непременно его устроит.
Гера — жена Зевса, спокойная и рассудительная, когда все под контролем, но легко может впасть в истерику, если что-то идет не так. Иногда складывается впечатление, что у бедняжки расшатаны нервы. В целом неудивительно, когда ты веками живешь с Зевсом.
Геката — а вот здесь я в тупике, ибо не могу объяснить притягательности образа. Возможно дело в характере, в котором переплелись смелость, решимость и умение настоять на своем. Возможно что-то еще. Но четкой причины назвать, увы, не могу. Скорее всего чиста моя заморочка, но Геката, наравне с Аидом, запомнилась мне чуть лучше остальных.
А ведь есть еще Гефест, утомленный несчастной любовью с Афродитой. И Макс, влюбленный в Лину… со всеми вытекающими отсюда последствиями. И глава тайной организации «Протект» Деймос… ми-ми-мишный маленький Цербер! Если начну рассказывать о всех, то здесь не хватит места. Посему, с вашего позволения, двинемся дальше.
Язык и стилистика
Сам по себе слог очень легкий, текст не вызывает трудностей даже во время эпизодов с длительными описаниями, которые, в свою очередь, не кажутся громоздкими, несмотря на достаточный, порой, объем. Все из-за двух главных достоинств романа.
1. Красочный язык. В тексте множество эпитетов и метафор, но все они применены к месту, играют на атмосферу и воссоздание у читателя подробной и яркой картины.
2. Кинематографичность. Некоторые сцены пробирают до мурашек, словно смотришь качественную и высокобюджетную ленту. Такие эпизоды встречаются не слишком часто, но и не слишком редко. Идеальный баланс, чтобы они надолго врезались в память.
Помимо вышеуказанного текст хорошо вычитан. Орфографических и пунктуационных ошибок, равно как и опечаток, я не обнаружил.
Единственное, к чему, пожалуй, можно придраться, так это ощущение, что иногда персонажи слегка переигрывают с эмоциями. Но таких моментов наберется от силы два-три за весь роман.
Психология отношений
Казалось бы, стоило ожидать, что отношения между Аидом и Персефоной выйдут на центральный план сюжета, но на деле все совсем не так. И здесь выверен идеальный баланс. Ни один из героев не перетаскивает на себя одеяло чрезмерного внимания. Тем же Гермесу и Гекате уделено не меньше времени, и их линия получилась не менее увлекательной и интересной. При этом нет ощущения, когда герои второго плана затмевают собой главных персонажей. Как уже сказал выше, идеальный баланс.
Отдельно хочется отметить и функцию просвещения, что исполняет роман. Даже те, кто хорошо знаком с мифами Древней Греции, смогут почерпнуть немало новых знаний, которые аккуратно вплетены в сюжет и ничуть не перегружают повествование. Новичков же и вовсе может сподвигнуть на детальное изучение религии эллинов.
Итоги
Не побоюсь этого слова, но перед нами -- великолепный роман в жанре героического фэнтези с элементами романтики и эпика. Исполненный в антураже греческой мифологии и насыщенный событиями, он полон ярких и запоминающихся моментов, харизматичными персонажами и написан красочным языком. И пусть вас не пугает объем, проходить мимо -- однозначно станет ошибкой.
Плюсы
1. Интригующий и многоуровневый сюжет
2. Бодрая динамика
3. Логичность изложения
4. Запоминающиеся и раскрытые персонажи
5. Красивый слог
6. Кинематографичность
7. Выверенный баланс
8. Книга содержит немало интересной информации о мифологии
Минусы
1. Иногда персонажи слегка переигрывают