Больше рецензий

19 августа 2024 г. 18:28

232

3 Всё в моей голове, или Вы ни за что не догадаетесь!

Время от времени мне нравится обращаться к книгам, выходящим в издательстве Inspiria (импринт Эксмо), хотя, должна отметить, часто они отличаются довольно спорным балансом качеств, а именно – при довольно увлекательном сюжете истории имеют свойство забываться практически мгновенно, стоит только закрыть последнюю страницу, и тем не менее, читаются они всегда легко и иногда даже могут похвастаться непредсказуемым сюжетом. Роман “Идеальный сын” от Лорен Норт почти вписывается в это определение, за исключением того, что опытным читателям не составит труда, щелкнуть, словно орешек, главную загадку книги, а, поскольку, помимо этого в романе, нет практически ничего, что бы поддерживало и разнообразило сюжет, чтение становится действием чисто механическим, когда каждое событие лишь подтверждает догадку, приближая угаданный процентов на 99 финал.

Нож… Жуткая боль в животе. Джейми! Эти три первые мысли бьются в голове Тесс Кларк, стоит ей только открыть глаза, медленно приходя в себя после наркоза и операции. Она в больнице, потому что что-то случилось на дне рождения Джейми, её сына. Она помнит только торт, который испекла заранее, чтобы порадовать сынишку, и тускло поблескивающий нож, а ещё несколько рук, одновременно потянувшихся к нему… Что-то случилось, но память подводит её, это всё действие проклятых лекарств, которыми её накачали, чтобы...чтобы… Чтобы она не волновалась и не задавала вопросов, вот зачем! Джейми пропал! А они так до сих пор и не нашли его! А если ему грозит опасность? А что, если… это она забрала его? Та женщина, что подольстилась к Тесс, вошла в доверие? Нужно немедленно прогнать этот чертов туман в голове и поговорить с полицией. Самое главное сейчас не её рана, а Джейми! Нужно найти сына, он всё, что у неё осталось…

Сюжет романа строится в виде ретроспективы событий, которые привели к трагедии, случившейся в день рождения Джейми. Рассказ от первого лица подчеркивает напряжение, в котором живёт главная героиня, понимая, что вокруг неё происходят какие-то события, близкие люди что-то скрывают, а усугубляется всё это недавно случившейся катастрофой, в которой погиб её муж, и теперь Тесс вынуждена справляться с горем и поддерживать не только себя, но и заботиться о маленьком сыне, оставшемся без отца. Несмотря на то, что Тесс пытается отгородиться от проблем в старом доме, доставшемся её мужу от матери, внешний мир не оставляет её в покое, проникая за скрипучие ставни, черные тяжелые балки, рассохшиеся деревянные двери особняка, в котором её семья так и не успела толком обосноваться. Натыкаясь на вездесущие коробки с их неразобранными после переезда вещами, Тесс постоянно откладывает момент, когда придётся навести порядок не только в доме, но и в собственной жизни, а очень скоро становится и вовсе не до того: она окружена загадками и весьма серьезными проблемами. Это понимание настигает Тесс, когда её начинают донимать загадочные телефонные звонки, непрошенные визиты и неясности, связанные с последним, роковым полетом её мужа. Похоже, ему было, что скрывать...

“Идеальный сын” представляет собой чистейшей воды психологический триллер, в котором читателю представлена единственная точка зрения – главной героини. Все остальные персонажи и их действия видны исключительно сквозь призму впечатлений, ощущений, догадок и теорий Тесс. Это создаёт своего рода герметичное пространство, некий лабиринт, существующий в голове героини, в котором возможно всё, где сплетаются подозрения и прозрения, сплетаются так прочно, что и не отличишь одно от другого. Кто-то лжёт, кто-то говорит правду, что-то происходит на самом деле, а что-то – не более, чем иллюзия, легкая тень в запотевшем зеркале, обманный образ. И героине нужно пройти сквозь этот лабиринт до конца, чтобы справиться с горем, разобраться в истинных мотивах и побуждениях людей, кружащихся возле неё и защитить своего сына.

Читается роман легко и быстро. Всё работает на сюжет: диалоги, минимум необходимых описаний. Некоторая заторможенность героини при принятии решений и совершении необходимых действий, что делает развитие событий несколько замедленным и соскальзывающим в рутину повседневных дел, может вызвать скуку, но тем не менее это не недостаток, а скорее всего именно так и задуманная часть композиции, призванная показать внутренний мир Тесс, её переживания и горе, и, как следствие, её попытки справиться с проблемами. Так что особой динамики в романе нет, действие строится вокруг пары-тройки основных персонажей, но, тем не менее, что-то всё время происходит и это что-то, по мере возможностей, довольно скудных, если честно, нагоняет немного саспенса.

А вот в чем заключается по-настоящему слабое место романа, так это в интриге. Лорен Норт сложила все яйца в одну корзину или, если хотите, сделала ставку на единственную фишку, вокруг которой строится сюжет. Причем фишка не нова, с ходу могу вспомнить, как минимум одну книгу (1971 года, если что) и один фильм с ремейком с идентичной задумкой. Догадаться что к чему в “Идеальном сыне” довольно легко, тем более, что одна из подсказок лежит буквально на поверхности, и как только главная загадка становится очевидной, у сюжета не остаётся потенциала, чтобы удерживать внимание читателя и сохранять напряжение, необходимое для триллера.

Одним словом, “Идеальный сын” – книга одноразовая, проходная, средненькая, каких сейчас огромное количество, расчитанная на читателя неискушенного и непритязательного, которому легко пустить пыль в глаза довольно примитивным финтом, непретендующим на оригинальность и глубокую психологичность, хотя Лорен Норт психологию изучала, а надо было еще и писательское мастерство, иначе никак, особенно, если пытаешься использовать очень мощный литературный приём, которым в совершенстве владел, например, Набоков, приём, способный создавать параллельные реальности и позволяющий играть с читателем. Не обладая нужными навыками, Лорен Норт прячет дерево не в лесу, как было бы логично, а среди пластмассовых цветов, уверенная, что они своей яркостью точно отвлекут внимание, и найти дерево будет решительно невозможно, а, значит, никто и не догадается, что за финал она подготовила. А в итоге дерево видят все, а цветы так и остаются мёртвым нежизнеспособным пластиком.