Больше рецензий
20 августа 2024 г. 12:12
201
5 Родители - река, несущая своих детей в открытое море
РецензияО, как мне понравилась эта книга! Я понимаю, что сильную антипатию могут вызвать образы и главной героини - Роуз, средней дочери из четырёх детей, от чьего лица идёт рассказ, и ее родителей, но я увидела столько правды и знакомой мне реальности, что не могла оторваться, а потом полюбила всех героев. И я хотела бы отметить, что в этой книге дети показались мне реалестичнее, чем в "Детствах" Толстого или Горького. А по внутрисемейным отношениям, может быть, семья Обри даже здоровее, чем у школьных классиков.
О Роуз Обри и детских персонажах. Дети не милые ангелочки, не tabula rasa, не глина в руках взрослых, а разносторонние личности с множеством чувств и вглядов. Я обожаю, как в этой книге описывается злость Роуз на пренебрежение или неуважение к ней со стороны взрослых. То, как по-разному дети оценивают ситуации, как они могут гибко реагировать, подраться, если понадобиться, но со всем сердцем броситься на выручку. Дети могут быть злы, могут походя оскорблять друг друга и участвовать в многолетних ссорах - вопрос, что из всего этого они возьмут с собой, когда вырастут. В этом романе также великолепно описан процесс воспитания - их мама хорошо объяснила им, как вести себя с гостями и в гостях. Довольно часто я боялась, что сейчас Роуз-подростка понесет, и будет безобразная сцена, но нет, в умеренно трудных ситуациях ей удавалось сдерживать себя, а в трудные моменты на помощь приходили мамины инструкции на счет этикета. Кажется, Роуз и ее брату и сёстрам удалось невозможное - они выросли, не совершив ни одной глупости, за которую повзрослевшими им было бы стыдно.
И как же круто, что все дети в этой книге абсолютно разные, их характеры многограны, с ними хочется познакомиться поближе, я была очарована точностью описаний.
О Пирсе Обри и таланте и принятии. Отец Роуз - самая противоречивая фигура в книге. Как можно уважать и жить с человеком, который не несет ответственности за свою семью: жену и четверых детей. Пирс живет в своем мире, продает имущество жены, его не интересует безопасность и будущее близких - он об этом просто не думает. При этом важно, что мы читаем об Англии до Первой мировой войны, когда мужчина содержал семью, а женщины и дети определенных классовых сословий сидели дома и поддерживали образ респектабельности. При этом старший Обри действительно гениален. В книжном мире он оказался человеком, способным повлиять на судебную реформу, он лишил судей по-феодальному абсолютной власти и содействовал созданию аппеляционных судов. Ближе к конце оказывается, что ему удалось предвидеть будущую Мировую войну, он был отцом, которым приятно гордиться. Но он не был образцовым родителем, как в "Убить пересмешника". Пирс Обри всегда существовал в стороне от семьи и их забот - за стеной отчуждения, почтения к его занятия. Невозможно представить, чтобы жена могла хоть что-то от него потребовать. Скорее они договорились, не проговаривая это устно, что он разрешает им жить возле него, и им можно о нем заботиться.
Я выросла в московские 90е-2000е, и мой личный опыт мешает воспринимать персонажа, как его показывает автор, но, кажется, мне удалось почувствовать эту совершенно иную семейную систему. Я понимаю, почему жене было намного проще и приятнее бесконечно разбираться с кредиторами и высчитывать пенни, чем хоть раз огорчить мужа своим мнением о его безалаберности. Я верю, что она его обожала и принимала таким, какой он есть, она не могла и помыслить, что какие-то его черты могут быть или должны быть изменены.
О Клэр Обри и призвании. Клэр удалось передать детям настолько сильное чувство цели и собственного предназначения, что балансирование на грани бедности и не понятное положение в местном обществе не повлияло на троих младших детей Обри. Умение самозабвенно трудиться, совершенствоваться в выбранном деле - в музыке, чувствовать красоту и наслаждаться ею - ей удалось передать собственное призвание своим детям.
У призвания есть и обратная сторона. Корделия - старшая дочь, оказалась, наоборот, отброшена в сторону. Жаль, что Клэр видела в жизни только один лучший путь, и даже как-то не пыталась помочь Корделии заменить неподходящую ей профессию на что-то другое. Так что слепота Клэр - "музыка или ничего", жизнь ради музыкального призвания - сильно покалечило Корделию, которая отчаянно хотела соответствовать, но не обладала музыкальным чутьем (что это вообще такое? Точно ли нет развивающих упражнений? В книге отмечается, что у Корделии был абсолютный слух, но вот стоило ей заиграть, и делала она это механически, "музыка в ее руках не оживала". Но если занимаешься с ребенком, точно ли нельзя с этим как-то работать? Вообще, Корделия - грандиозный педагогический провал Клэр).
Опять сравнивая роман с собственным опытом, я вижу, что призвание - заманчивая, но очень опасная штука. Пока веришь в призвание, ты или отдаешь ему свое сердце без гарантий, или чувствуешь себя бездарностью, и на этом пути нельзя отвлекаться на другие интересы или устать...
С другой стороны, Клэр Обри показала, насколько сознание определяет все остальное. Она удивительно счастливый, наполненный, щедрый и благородный человек.
О Розамунде. Розамунда - троюродная сестра детей Обри, и один из самых недооцененных персонажей книги. Вообще, забавно, как Роуз ошибается раз за разом в своих оценках поступков Розамунды, особенно когда девочки подросли. Розамунда - необыкновенного стратегического ума девушка (она обыгрывала Пирса Обри в шахматы еще ребенком), взросляя, она предпочитает скрывать свои способности. Но в любой критический момент ей хватает сообразительности, чтобы спасти ситуацию и помочь поменять чье бы то ни было отношение к чему угодно, без ощущения обмана - она просто объясняет ситуацию с другой стороны, и ей верят. Так что Розамунде удается помочь Корделии там, где остальные Обри могут сделать только хуже. Мне необыкновенно интересно, как сложится судьба Розамунды, и прекрасно, что по заметкам писательницы был доработан третий роман "Трилогии Обри" - собственно, "Кузина Розамунда".
Мэри - загадочная особа. Хотя она и сестра-близнец рассказчицы, про нее мы узнаем довольно мало. И несколько слов о музыкальных особенностях ее таланта в последней главе пробуждают любопытство - как сложится ее путь в музыке. Ричард Куинн в первой части трилогии добирается только до своих подростковых лет, но мы знаем, что впереди его ждут огромные испытания.
Я под огромным впечатлением от книги и рада, что познакомилась с произведением и автором. В первую очередь, меня привлекла обложка - вроде обещает классический роман, но сколько драмы в стекающей с клавиш воде... Автор, переводчик и команда МИФа проделали прекрасную работу!
Книга прочитана в путешествии по "Книжной стране".