Больше рецензий
29 августа 2024 г. 21:02
171
4
РецензияДаже и не знаю, с чего начать рассказ об этой книге… Скажу так: я приятно поражена! Такого я еще не встречала. Я бы назвала эту безумную смесь приключенческой постап-фантасмагорией, потому что другие слова подобрать сложно. Это и правда удивительный микс из отравленных земель, обрывков космической фантастики, псевдоморских приключений, авантюры и – неожиданно – социальной сатиры. Поэтому эта история своей абсурдностью и удивительной продуманностью или ложится на сердце сразу, или из-за этой же абсурдности раз и навсегда отторгается. То есть дочитать-то можно, но есть нюанс… Понимаю, откуда у книги так много низких оценок.
О чем же эта история? Для меня – о поиске своего пути. О том, как сложно и муторно день за днем ехать не по своим рельсам, не иметь мечты, цели и конечного пункта назначения. Юный Шэм ап Суурап как раз из таких потеряшек-по-жизни: двоюродные братья устроили его на кротобойный поезд помощником доктора, потому что это хорошая профессия, постоянное жалование и – если доживешь – обеспеченная старость. Шэм соглашается на это, потому что ему стыдно отказать: кузены ведь хотят лучшего… Но сам Шэм понятия не имеет, что ему надо, мечется между одним и другим, опасностью и сытой жизнью. Все у него получается из рук вон плохо. Все, кроме доброты. Переломный момент предполагался при встрече Шэма с теми, кто точно знает, чего хочет: искателями приключений, пиратами, путешественниками, учеными… Но никакого перелома в Шэме не случается. Он так и продолжает следовать за тем, кто уже нашел свой путь. И это совершенный нестандарт для подобного рода литературы. Потому что Шэм находит себя только на последних страницах, а вот с нахождением пути есть нюанс )
Как Мьевиль из кораблей-китобоев сделал поезда-кротобои, как из моря-океана соорудил рельсоморье, как китов и нарвалов заменил кротами и муравьиными львами, мне понятно. Но вот как он до такого додумался – абсолютно нет! Я не знаю, что курил автор, но это однозначно была прекрасная трава! Лично мне казалось, что купаж сложен из Верна, Стругацких, Рида, Купера, Уэллса и еще не одного десятка классиков. Те не менее, одного купажа (читательского багажа) мало. Способность из привычного очевидного сделать головоломное неожиданное, просто сместив полюса, – это талант! Чайна Мьевиль сложен для понимания, но на удивление прост для восприятия. Я очень быстро приняла как данность и рельсовое море, и смотровые гнезда над вагонами, и гальюнные фигуры на носах поездов… И кротобойное дело, и пиратов на дрезинах, и островитян на колесных джонках… В этой книге важно не останавливаться и не спрашивать: "Да как так-то?", не пытаться оспорить используемые в непривычных значениях давно известные слова. Надо просто идти за героем, смотреть его глазами, а там, где реальность окажется слишком ошеломительной, автор подскажет, расскажет и просветит.
Автор в этой истории отдельное действующее лицо. Его ремарки меня, надо признаться, раздражали. Я не люблю информацию, поданную в лоб, даже если это энциклопедические знания о мире. Вмешательство автора-героя в повествование автора-автора лишний раз напоминали мне, что все герои вымышлены, а я ведь верила в то, что они живые…
Финал этой книги меня разочаровал. С потрясающим началом, с не менее потрясающим продолжением имеющийся финал – будто насмешка над читателем, ожидающим чего-то грандиозного, такого же гигантского по размаху, как и вся книга. Однако тут стоит вспомнить Насмешника Джека - все время ускользающую философию капитана Напхи, и финал станет более понятным. Да и масштаба и грандиозности автор тоже подкинет, но, как вы понимаете, есть нюанс )
Советовать к прочтению не буду, хотя я осталась под впечатлением и хочу познакомиться и с другими книгами Мьевиля. Думаю, автор преподнесет еще много мозголомных сюрпризов.