Больше рецензий

2 сентября 2024 г. 09:00

446

5 От мудрости до мудрости

"Вольтер - французский философ, историк, писатель, публицист. Одна из ключевых фигур эпохи Просвещения. Много лет провёл в изгнании из-за своих взглядов и убеждений. По своим философским взглядам был деистом. Деизм — учение, признающее наличие Бога, но отрицающее религиозный догматизм и сверхъестественные явления. Вольтер, ярый противник абсолютизма, критиковал церковь, но не оправдывал атеизм, размышлял о тщетности бытия, естественных правах и величестве человека, бессмысленности чистого оптимизма, в котором видел оправдание существующего социального зла. Благодаря Вольтеру в России получило распространение вольтерианство — учение политического и религиозного свободомыслия. Термин «вольтерьянец» стал нарицательным. Вольтер стал автором классических трагедий, а также поэм, посланий, од, лирических произведений и философской прозы."

Эта краткая справка о Вольтере из Википедии, потому что потрёпанная временем книжица под его авторством первый раз в моих руках. И его философские повести - о, весьма любопытны своей живостью и жизненной мудростью и, я бы сказала, необычайной смелостью, учитывая век и нравы, когда он жил и творил, отчего у писателя и были проблемы с католической французской монархией. Итак, три повести прочитаны. И вот их краткий обзор.

Кривой крючник

"То, что у нас два глаза, не облегчает нашей участи: один глаз служит нам, чтобы видеть в жизни хорошие стороны, другой – чтобы видеть плохие. У многих есть дурная привычка закрывать первый глаз, и лишь немногие закрывают второй; вот почему столько людей предпочли бы вовсе ослепнуть, чем видеть то, что представляется их взору. Счастливы кривые, лишенные дурного глаза, который портит все, на что ни поглядит!"

В общем-то, на этом можно было бы и закончить рассказ о первой прочитанной мною повести у Вольтера. Ибо в этом вступлении и заключается вся философия, которую он хотел донести. А дальше следует очень шаловливая история, которая может и возбудить, подтверждая это умозаключение на примере ситуации, которая случилась с бедным одноглазым крючником, соблазнившую прекрасную знатную женщину. И как ему это удалось, учитывая внешность и отрепья, в которые он был одет? Загадка...

Кози-Санкта. Малое зло ради великого блага

Изменять своему мужу - это плохо, кто спорит. И даже если твой наречённый морщинистый старик? Конечно плохо, потому что жена прелестна, чиста и набожна, а значит боится и избегает греха. И даже если влюбилась в молодого поклонника? Всё равно нельзя, ибо боится гнева мужа. Но как бы не старалась красавица быть хорошей, не избежала проблем, пользуясь своей принципиальностью, потому что другие не таковы. А значит на будущее придётся договариваться с жизнью и похотливыми грешниками, которыми наполнен мир. И измена во благо и во избежание ещё большего зла - совсем мизерная плата, как показала последующая жизнь. А что делать? Чистота - не самая главная ценность в этой жизни, как оказалось...

Мир, каков он есть

Как часто бывает, когда смотришь на человека, которого считаешь не очень достойным и не видишь за своим субъективным и сиюсекундным отношением его положительные черты, думаешь при этом - как же ты живёшь на этом свете, и кто же, а главное за что тебя любят? И.... Ошибаешься, ох, как жестоко ошибаешься! Так же ошибался Итуриэль, один из духов, управляющих государствами, который хотел погубить Персеполис - город Персии и послал туда своего ангела, который должен был определить степень тяжести наказания и расправы с этим городом, погрязшем в грехе и разврате. Но, как оказалось, в жизни всё уравновешенно. И часто то, что кажется плохим и недостойным, имеет пользу, поворачиваясь другой противоположной своей стороной. Такова жизнь, таков мир - не чёрно-белый, не хороший и плохой, а таков, каков он есть, ибо"если не всё в нём хорошо, то всё терпимо". И это правда, к сожалению или к счастью...
o-r.jpg



Комментарии


С большим удовольствием и интересом прочитал, Таня, вашу рецензию. Получил огромное удовольствие. До Вольтера я, увы, пока так и не добрался, хотя его "Философские повести" уже лет тридцать пять находятся в моей бумажной библиотеке.


Спасибо, Сергей, рада, что понравилось)
Я бы тоже не добралась до него, просто книжка попала в руки и оказалась интересной..


Респект, Татьяна, за хорошую рецензию о незыблемом Вольтере.
Но вот это предложение навело меня на множество вопросов.

То, что у нас два глаза, не облегчает нашей участи: один глаз служит нам, чтобы видеть в жизни хорошие стороны, другой – чтобы видеть плохие.

Что есть хорошее и что есть плохое в нашей жизни?
Эти аксиологические философские категории ведь двойственны и иного не дано. Каждое явление, каждый поступок может быть расценён кардинально противоположно. Делая добро, подчас мы не задумываемся о последствиях, да и просто не можем просчитать их. Да и есть ли это добро, ведь такие понятия введены лишь обществом, которое очень часто в угоду сиюминутной ситуации и выгоде переворачивает с ног на голову бывшие до этого каноны. Примеров можно приводить бесчисленное множество, как из современной жизни, так и из этих повестей Вольтера.


Согласна с Вами. И доказательством того, что всё в мире относительно и нет как таковых добра и зла служит следующая его повесть, о которой я тут тоже рассказала "Мир, каков он есть". Там как раз показано, как одна и та же черта в человеке может поворачиваться разными сторонами и служить то добром, то злом. И баланс сохраняется...

один глаз служит нам, чтобы видеть в жизни хорошие стороны, другой – чтобы видеть плохие.

А тут.. Может, Вольтер имел ввиду для данного конкретного человека - как мы смотрим на жизнь. Что одни видят только плохое для себя, а другие - неисправимые оптимисты? Может, об этом речь?)


Может быть и так. Вольтер не так прост и не так уж понятен, как кажется на первый взгляд. Недавно читал его "Кандид..." и в этом ещё раз убедился. Так, что мир совсем не прост и все понятия весьма относительны.


Не прост, очевидно.

"Кандид..."

Да, я поглядела, он тут популярен. В этой книге он тоже есть, доберусь..


Доберитесь до "Кандида...", думаю, что все вопросы сразу же улягутся в в жанровом смысле общемировой литературы.