Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 января 2015 г. 17:20

499

4

Эту книгу до конца поймут, наверное, только японцы и китайцы. И дело даже не в знании особенностей японо-китайских отношений в 30-х годах прошлого века. Главное – это менталитет азиатских народов, резко отличающийся от западного.
***
Государственное устройство Японии было почти полностью скопировано с Китая. В 645 году н.э император Ямато принимает решение превратить Страну восходящего солнца в точную копию царства Тан и даже переводит письменность на иероглифы. Но, начиная с середины IX века, японская культура развивается собственным путем.

Следующая важная веха – революция Мейдзи, который сделал синтоизм официальной религией наряду с буддизмом. Синтоизм – это в чистом виде язычество. Он не требует от своих последователей молитв или чтения священных текстов. Достаточно лишь участвовать в ежегодных празднествах и церемониях, которые проводят выбранные священники. Но в нем есть более 8 миллионов ками, к которым помимо духов рек, гор, озер и ремесел относятся и души умерших. И это объясняет, почему японцы так легко шли на смерть – они полагают, что никуда не исчезают и в бестелесной форме продолжают жить около своего родного дома, оберегая людей и природу.

Другая важная составляющая китайского и японского менталитета – иероглифическая письменность. Она изначально приучает человека к ассоциативному мышлению. Часто названия формируются из двух-трех иероглифов, относящихся к совершенно разным понятийным областям. Например, Пу, обозначающий «первозданную целостность» – один из основополагающих принципов даосизма, на самом деле представляет собой комбинацию двух иероглифов: дерево и густые заросли, чаща. Это соединение формирует понятие «необработанный кусок дерева», которое и ассоциируется в даосизме с основным принципом. А слово «меч» вообще можно написать чуть ли не двадцатью способами.

Именно усвоенная с детства ассоциативность позволяет японцам и китайцам видеть, в общем-то, в незамысловатой игре, которой и является «го», почти полное отражение характера и настроения играющего.

– В начале нашей партии ваша манера игры показалась мне странной. Она так сильно меня удивила, что я решила проникнуть в ваши мысли. Когда рикша вез меня домой, я читала и перечитывала листок, на котором записывала партию. Я смошенничала, но не затем, чтобы победить вас, я просто хотела раскрыть вас. Я побывала в вашей душе, ощупала все ее закоулки, о которых вам самому ничего не известно, я стала вами и поняла: вы – совсем не вы.

А тот же главный герой – японский офицер, о котором идет речь в цитате, даже не просчитывает свои ходы, а просто смотрит на доску, как на черно-белый рисунок, добиваясь гармонии линий.
***
Японцы 30-х годов прошлого века в своих настроениях ничем не отличались от немцев гитлеровской Германии. Они – цвет азиатской нации и должны править своей частью мира. А бесстрашие перед смертью делало из них прекрасных воинов, готовых не раздумывая отдать свою жизнь во славу империи.
Но изящество игры в го заставляет не знающего сомнений японского офицера влюбиться в своего соперника – молодую китаянку, хотя, он не знает даже ее имени. Влюбиться настолько, что он готов пожертвовать своей бессмертной душой и отправиться в ад, в надежде на нескончаемую партию со своей возлюбленной.

- …Я убью вас, а потом покончу с собой. Ради вас я отрекаюсь от этой войны, предаю родину. Ради вас стану недостойным сыном, навеки замарав честь семьи. Мое имя никогда не помянут в храме, посвященном павшим героям. Оно будет проклято.

Я шепчу ей на ухо:
– Не тревожьтесь. Я последую за вами. Я защищу вас там, в темноте.

Я понимаю, почему роман стал так популярен на западе. Шань Са удалось воплотить идеал любой женщины – бесстрашного рыцаря, преданность которого прочна как камень.
***
И еще несколько слов о вроде бы нелогичном поступке главной героини – бегстве из относительно спокойной Маньчжурии в опасный Пекин. После аборта она чувствовала себя «нечистой», а наглядный пример сестры, у которой вся жизнь идет под откос из-за невозможности забеременеть, закрыли, в ее понимании, путь к счастливой семейной жизни. И она выбирает такого же изгоя – Цзина, купившего себе жизнь предательством товарищей. Она достойна только его.
***
Интересный роман. Рекомендуется к прочтению.
P.S. Если хотите получить визуализацию описываемых в романе событий, посмотрите фильм Энга Ли «Вожделение». Весьма наглядно показаны настроения и политическая ситуация того времени.

Комментарии


"Возжделение" Энга Ли великолепно!

Обязательно прочту "Играющую в го", спасибо!


Поделитесь после впечатлениями. )
Роман, кстати, очень небольшой.


С "поделиться" у меня всегда проблемы, я как та собака, что "все понимает, но сказать не может".)
Но я попробую.