Больше рецензий

goramyshz

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 сентября 2024 г. 17:03

170

5 Русский божественный Авось

Одноимённую рок-оперу регулярно переслушиваю, а то и пересматриваю, и очень люблю. И всё зрел почитать текст в отрыве от музыки. Вот, этот миг настал. Хочется выразить глубокую благодарность RenellVails за то, что первопрочтенцем на ЛЛ провела за собой сразу по трём версиям, а мне даже показалось что этапам поэмы Андрея Андреевича. Да, тут случай когда сначала была поэма. Причем, при создании рок-оперы эта поэма пережила некие переформирования, что-то было убрано, что-то добавлено. Причём, добавленные отрывки вполне самодостаточны и безусловно обогатили рок-оперу. Но я еще ранее, коль скоро граф Резанов и Кончита реальные персонажи, прочитал книгу нехудожественную о них ( Татьяна Алексеева - Резанов и Кончита. 35 лет ожидания ). Честно говоря, в результате у меня сложилось весьма альтернативное толкование поступков Резанова. И, не натягивая сову на глобус, удивительным образом в моей голове всё сложилось в полной гармонии со всеми версиями поэмы и замечательной музыкой Рыбникова. Сейчас поясню что я имею ввиду.
Резанов очень сильно любил свою жену, считал её... ангелом. У Вознесенского главным злодеем, тормозящим все его благородные порывы был Румянцев, однако на самом деле и Румянцев и еще Державин были Резанову хорошими учителями, но вот с фаворитом царицы не повезло. Самый последний был совсем ни разу не Орлов и не Потёмкин. Гнусный карьерист Зубов (ну так на сегодня принято считать, по крайней мере), потенциальных конкурентов усылал подальше от двора. Среди конкурентов был и Резанов. Говорят "птенцы гнезда Петрова" и нам известно из истории какие они были деятельные и плодотворные, а у "фаворитов гнезда Екатерининого" потенциал и, если можно так сказать, "выхлоп" был не меньший. И вот представьте, перспективный для такой компании человек не находит себе места после смерти жены. Ангел его покинул, не иначе. Он бросается в авантюру, даже один из кораблей назвал "Авось". А второй, "Юнона", возможно в честь жены назвал. Отправился он в это путешествие чтобы не наложить на себя руки, занять голову делом, окунуться в это дело с головой. И ведет его, деятельного, всё могущего демиурга, русский авось, других объяснений нет. Однако, как ангела забудешь? Тем более, ангел ему регулярно является и дарит благословение. Кончиту Резанов увидел как сосуд, в который вошёл тот самый ангел. Ну это, возможно, моё больное сознание так придумало. Но, обратите внимание, всё вполне стыкуется. Возможно, с той поправкой, что не менее больное сознание или помутнение было на тот момент у усталого Резанова. Можно уйти в какие-то пошлые сравнения с животными, а можно подумать на тему, что созданы мы по образу и подобию Божьему, вплоть до того, что бывает страсть и высокодуховная, после которой образуется любовь.
Если говорить о различиях между тремя версиями поэмы, стоит отметить, что как раз первая версия в наибольшей степени окунается в предысторию. Из неё мы узнаём, что была до Кончиты у Резанова такая крепкая и запредельная любовь, о том, как он переживал смерть жены. В обоих рок-операх история начинается с похорон, но это в сценарии, а в телеверсии спектаклей это мне было не понятно. Я и думал, чего это Резанов еще Кончиту не встретил, а уже затягивает "Я тебя никогда не увижу..." Разница между версией для Ленинградского театра Рок-оперы и для Ленкома вообще заключается только в том, что стало поменьше испанского языка. Но с первым вариантом разница еще и в добавленных ударных фрагментах. Например, фрагмент про дошедших только до половины пути, а дальше уже не хватило жизни, ведь, хоть и по образу и подобию Божьему, но не сами боги, смертные. Даже самые выдающиеся. И, конечно Эпилог, обращение к жителям двадцатого столетья, чей к концу идет двадцатый век. Тогда это произвело впечатление на жителей двадцатого столетия. Но вот ушёл двадцатый век, а жители двадцать первого века уже как-то мышей не ловят. Где же вы, Резановы современности?...

Поэма прочитана на дуэли с RenellVails в Поэтической гостиной.