Больше рецензий

pineapple_13

Эксперт

У самурая нет цели

7 октября 2024 г. 12:01

223

3 Легко быть умным задним числом

Одним из способов проработать травматический опыт - рассказать о нем. В психологии есть множество сложных терминов, которые описывают это. Человек должен заново проживать травму, чтобы выработать на нее правильную реакцию. Собственно этим и занимается главная героиня истории.

История в книге невыдуманная. И поэтому сложно оценивать как это написано, или как это воспринимается читателем. Мной воспринималось плохо. Книга вообще попадает под категорию текстов, читать которые ты должен по собственному выбору ( спасибо, Долгая прогулка). И это, конечно, противоречит мнению автора о том, что читать должны все. Потому что работорговля замалчивается. О ней мало знают, о ней не говорят ( в 2010).

История девочки Наташи ужасная. Но то, как она попала в этот кошмар для многих весьма противоречиво. В нашем жестоком мире обвинять жертву насилия будто бы в порядке вещей. Кто вот ее заставлял пить водку с незнакомцем? Или почему вот она не показывала клиентам, что занимается сексом против воли? Если не сказала “Нет”, то и насилия не было. И хочется написать, что вот эти моменты в книге были неприятнее всего, но на самом деле весь текст состоит из неприятия.

Вера Эфрон - волонтер, который помогает жертвам сексуального насилия. Она постоянно сталкивается с такими героинями как Наташа. Это хорошее дело. Что касается ее писательского мастерства, то тут все несколько сложнее. Но я, наверное, понимаю почему все написано именно так.

Автор словно бы воссоздала историю, которую рассказала ей Наташа, такой как есть. Не тратя силы на описания, выработку стиля и прочие вещи, которые превращают любой текст в художественный. Он и не должен быть художественным. Это будто бы инструкция для маленьких девочек как не нужно делать. Наташе семнадцать. Она мыслит, говорит, действует как молодая девушка, а не как умудренная опытом женщина. Поэтому ее поступки иногда импульсивны, иногда не поддаются логике, но всегда от чистого сердца. И автор не хотела все это усложнять. Есть Наташа. У нее есть история. Вера просто посредник. И какой уж есть. Другие Наташу не выслушали. Или выслушали, но не понесли это в массы, как решила сделать Вера.

Что мне нравится в этой истории, хотя слово нравится здесь крайне не уместно, это отсутствие романтизации насилия. Героиня постоянно ведет диалог с собой, с теми кто разделяет ее горе, и в каждой брошенной фразе - отвращение.

Важно здесь и постоянное напоминание о том, что виновата не жертва. Виноват насильник. Всегда. Это не обсуждается. Любой спор на эту тему только окунет в кучу дерьма. Остается только верить, что людей, которые винят жертву, будет становиться меньше.

Подытожим:

Нужно ли говорить о сексуальном рабстве? Безусловно. И не важно какую это принимает форму. Пусть книга Эфрон не отличается художественными изысками, но она ее написала. И если верить интернету, то все еще продолжает помогать женщинам, которые столкнулись с сексуальным рабством.