Больше рецензий

Wender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 октября 2024 г. 14:20

264

3

«Некоторые вопросы теории катастроф» Мариши Пессл можно сравнить с тортом. Да, вот так вот сразу и с внезапных и необъяснимых сравнений. Но всё очень просто, если добавить ещё одно вводное: я не люблю сладкое, но иногда очень хочется.

С этим текстом была такая же история, как с очень красивым тортом-безе.
Начинается всё со слоя крема и красивых фигурных завитушек: ты открываешь оглавление в начале книги и видишь, что каждой из них дано название одного из культовых классических произведений. Уже сразу понятно, что это серьезная литература, в которую ты сейчас будешь погружаться.

Потом хруст коржа при нарезании - введение, где играючи упоминается мертвое тело некой Ханны, а кроме того, щедро насыпано различных отсылок на другие литературные, музыкальные и кинопроизведения. А бонусом, то, что кажется было создано, зацепить на крючок именно меня, упоминание тройных акселей. В этот момент рождается понимание, что такой текст просто не может не попасть в любимые, так много всего в нём сосредоточено. Уже предвкушаешь, как будешь страница за страницей погружаться в происходящее, ловить какие-то детали, пополнять свои планы на культурный досуг и просто получишь очень большое удовольствие. А потом случается он: первый укус.

Первая часть и глава "Отелло" закрепляют успех. Главная героиня - девочка вундеркинд с IQ выше 170 - Синь, с ходу рассказывает, что она была первой, кто нашел тело той самой Ханны. Но рассказ об этом будет позже. Сначала же она расскажет читателю о том, как погибла её мать, когда она была совсем крошкой. Мгновенно ты погружаешься в историю, ищешь фотографии как выглядела та самая машина, которая пробила ограждение, разглядываешь рисунок, повторяющий материнскую фотокарточку, и ловишь, ловишь, ловишь обрывки цитат, упоминания знаменитых личностей, событий и произведений, иногда даже вымышленных и не понимаешь, почему вы раньше не встречались с такой историей. Уже думаешь о том, что она, подобно вкусному десерту, скоро закончится. Один или два вечера, практически как с клубничным десертом, и вы расстанетесь.

Только вот есть но. Да, оно есть почти всегда. Таков путь. Или такие дела. Выбирайте пасхалку на свой вкус, как говорится. По мере продвижения по тексту я испытывала ровно те же чувства, что с тем самым тортом. Когда сначала тебе очень вкусно, потом всё ещё вкусно, но уже ощущаешь, что сладость излишня и удовольствие уже совсем не то, а под конец появляется ощущение, что приторность пробралась в каждую клеточку на твоих слизистых и это никогда не закончится, а она никогда тебя не покинет. И возникает только одно желание: отложить торт, выпить стакан холодной воды и заесть это яблоком, чтобы перебить вкус.

Так и тут. Я люблю плотные, полифоничные тексты, получаю удовольствие от текстов, ощутимо более умных, чем я, в которых можно подчерпнуть новые точки развития или порадоваться тому, как что-то ты разглядел. Таким романом является «Обладать» Антонии Байет, после которого чувствуешь себя крайне необразованным, но замотивированным это исправить и хоть немного приблизиться к уровню эрудиции писательницы. У Мариши Пессл же получился роман, который отчетливо пытается быть похожим на подобные произведения. Только вот вместо начитанного мудреца, которого интересно слушать, мы видим перед собой именно маленькую девчонку, которая набралась цитат и теперь отчаянно пытается ввернуть их в свою речь. Одну за другой. И в какой-то момент этого всего становится слишком много, потому что не верится в реальность героини и в том, что она может функционировать именно так.
Скорее возникает ощущение очень большого желания написать великий интеллектуальный роман. Для этого и декорации вокруг Синь подбираются максимально шаблонные, чтобы оттенить её. Компания, в которую она попадает, это стереотипные аристократы со школьного двора в американском фильме: красотка, спортсмен, худенький ботаник, загадочный юноша, ещё одна более загадочная красотка. При этом влиться полностью в их компанию девушке не удается, но попытки стать своей она не оставляет.
Бонусом же к ней идет отец, целенаправленно растящий маленького гения, а в свободное время влюбляющий в себя и бросающий одну женщину за другой. И перевозящий дочь из города в город, как перекати поле.

Интересно отметить, что Мариша Пессл явно неплохо разбирается в русской литературе и истории, ну или во всяком случае старательно делает вид, что это так. Потому что упоминаний этого в тексте очень много.
Отдельно запомнился подход к открытому финалу, где всё завершается тестом, который читатель сам может пройти и сконструировать наиболее вероятный для него финал. При этом именно здесь открытый финал, да и вообще вся вторая часть, где внезапно понеслось вскачь хаотичное детективное расследование Синь, не идут на пользу роману. Без них амбициозный текст смотрелся более цельным, а добавление пестрящего калейдоскопа теорий, где гениальная девочка внезапно верит любой возникшей наводке и тут же подгоняет под неё достаточно хлипкую базу, показался очень чужеродным и необходимым просто чтобы завершить произведение. Та же «Тайная история» Донны Тарт, тоже эксплуатирующая тему молодых взрослых и элитного закрытого клуба смотрится намного выигрышнее (примерно на десяток голов).

В целом, я бы сказала, что к прочтению «Некоторых вопросов теории катастроф» есть два возможных подхода:
• проигнорировать примечания в конце и читать, игнорируя их. Если получилось увидеть отсылку, цитату или узнать упомянутое произведение, то отлично. Если нет, то просто провалиться в текст. Именно на это и был расчет, когда к книге не стали делать сноски по тексту;
• открыть дополнительно примечания и скрупулёзно их все читать и изучать, да новой или хорошо забытой старой информации будет много, но не факт, что вы в ней не потеряетесь.
Я попробовала оба подхода и не смогла выбрать для себя более удачный, поэтому заканчивала роман с чтением примечаний и нестерпимым желанием навсегда распрощаться с творчеством писательницы. На том и порешим.