Больше рецензий

innuendo689908

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 октября 2024 г. 23:12

807

4

Честно признаюсь: не умею и не люблю писать о художественной литературе, так как чаще всего не знаю, с какого края к ней подобраться. А ещё всякий раз кажется, что мои субъективные впечатления будут либо слишком субъективны, либо мало кому интересны. А тут такая книга. Краткое содержание второй части знаменитого цикла «В поисках утраченного времени» может уместиться в одном-двух предложениях: рассказчик (которого, как и автора, зовут Марсель) взрослеет и постигает азы общения с противоположным полом. Значительная часть истории происходит в вымышленном курортном городке Бальбек, куда главный герой приезжает на отдых вместе с бабушкой. Впрочем, никто не читает Пруста ради сюжета. Более того, многих утомляет и раздражает его многословная и занудная манера повествования: читатель путается в ветвистых извивах мысли рассказчика, а в это время на нескольких сотнях страниц почти ничего не происходит! Ни эпохальных событий, ни каких-то удивительных поворотов судьбы героев книги; если же что-то и случается, то рассказчик непременно будет долго и неспешно рефлексировать это событие.

Чем же привлекает Пруст? Во-первых, его стоит читать, чтобы получить удовольствие от самого процесса чтения. Да, его фраза длинна, язык непрост, и понимание требует некоторых усилий, но при этом манера письма Пруста удивительно поэтична, она сродни живописи с её бесконечными оттенками и полутонами. Большая часть романа это рефлексия героя по поводу увиденного и услышанного, ещё одна важная часть – это постоянные припоминания и ассоциации, которые может вызвать что угодно: мелодия, случайный звук, запах. Есть даже такое явление – «феномен Пруста» - когда запахи провоцируют определённые воспоминания. Это важная составляющая часть романов этого писателя. И вот у него всегда так: какой-то случайно услышанный звук или запах порождают целую вереницу ассоциаций, ощущений, мыслей, и Пруст будто бы ниточка за ниточкой вытягивает и раскрывает на бумаге внутренний мир своего героя и одновременно – тот самый дух той самой эпохи fin de siecle.