Больше рецензий
16 октября 2024 г. 10:09
835
5 Тщательная работа с текстом и контекстом
РецензияДетективы Пьера Леметра не слишком популярны, хотя сам автор достаточно известен как писатель и лауреат престижной Гонкуровской премии.Роман 2006 года «Тщательная работа» получил известность в 2014 году после перевода на английский язык. Этот детектив мне показался нестандартным, поскольку в нем нет полноценного детективного расследования, а сам триллер вторичен во всех смыслах: как по содержанию,так и по используемым автором приемам. В Европе и Англии роман больше известен под названием «Ирен», которое, на мой взгляд, крайне неудачно и является прямой подсказкой знатоку и любителю детективов о том, какая развязка ждет читателя в финале. В рецензиях читатели удивляются: что ж это за «тщательная работа», если преступника вычислили случайно? По-моему, название романа относится не к работе полиции, а к работе персонажа романа – убийцы-подражателя, являясь одновременно и аллюзией на работу самого автора с контекстом и его игрой с читателем. Основа сюжета – убийства подражателя, а главная фишка - прием с подменой рассказчика в финале. Кажется, что детектив слишком прост, предсказуем и театрален. Но это, на мой взгляд, часть замысла автора - художественный прием. Сюжет не оригинален и угадывается еще в первой четверти романа. Фабула схожа с сюжетом киношедевра Д. Финчера «Семь» 1995 года, снятого по оригинальному сценарию Э.К. Уокера. Все в этом триллере П. Леметра узнаваемо и прозрачно, роман состоит из заимствований и цитирований. По-моему, в этом и заключался авторский замысел П. Леметра: создать детектив-компиляцию с множеством отсылок и пересечений, чтобы поиграть с читателем, привлечь внимание к авторам – основателям детективного жанра и к значимым произведениям мастеров детектива. Поскольку подражатель повторяет убийства из известных детективных романов, полицейские вынуждены изучать эти самые детективы, сопоставляя уже совершившиеся преступления с книжными. П. Леметр исследует только детали самих этих книжных убийств, посвящая кровавым описаниям преступлений более пятидесяти процентов содержания своего романа, обмусоливая эти детали со всех сторон и не по одному разу. Автор умудрился превратить почти «вегетарианский» классический роман Э. Габорио «Преступление в Орсивале» в какой-то трэш. Но мне кажется, что эта гиперболизация, фиксация на кровавых деталях - всего лишь проявление иронии , стеба над читателем, который читает детективы ради этих самых деталей,воспринимает сюжеты слишком прямолинейно, для которого детективы - просто «развлекалово». Не зря же, П.Леметр привлекает внимание читателей к произведениям таких авторов как Б.Эллис, Д. Эллрой , М. Коннелли, чьи произведения являются новаторскими, раздвигающими границы жанра, имеющими острый социальный подтекст. У романа П.Леметра есть и второе дно: отсылки к отсылкам. Упоминаемый детективный роман «Поэт» М. Коннелли содержит множественные отсылки к творчеству классика и создателя детективного жанра Э.А.По, а «Черная орхидея» Д. Эллроя - отсылка к более раннему классическому нуарному фильму «Синяя орхидея» 1946 года . И таких аллюзий в романе П. Леметра не мало. Важны и упоминаемые автором Э. Габорио , Г.Леру и А. Кристи- основатели и классики детективного жанра. Роман П. Леметра- это детектив о детективных романах, но и просто детектив, который будет интересен не только знатокам жанра, но и любителям остросюжетных произведений. Стиль автора слегка пафосный и «манерный», но читается легко, роман не длинный, а при всей своей простоте и предсказуемости - интересный, нестандартный, своеобразный и многослойный.
Комментарии
Хм. Заинтриговали. "Семь" интересный фильм, но вроде там подмены рассказчика не было.
Здравствуйте! Ну есть небольшая разница между фабулой и фишками-приемчиками,тем более в кино и литературе. Под фабулой я имел ввиду сюжет- общую последовательность событий, подмена рассказчика это изменение ракурса, -взгляда на события. Прием интересный и сбивающий читателя с толку, но по сути, не изменяющий саму фабулу. "Семь" и "Тщательная работа" схожи одержимостью преступника, совершающего преступления осмысленно, вкладывая в них свою безумную логику. В "Семь" - это семь смертных грехов, в "Работе" -книжные убийства. И оба триллера приходят к одному похожему финалу. Английский вариант перевода "Ирэн" уже и указывает на этот финал. Ну и я все же пишу о схожести сюжетов. Это не значит, что они одинаковы. И мотивации разные и преступники очень разные.
И еще.Раньше думал, что "Семь" экранизация,слишком уж сильная основа и нестандартная для детектива. Пару лет назад пересматривал и удивился-сценарий то оригинальный ! Вот это да! Браво. Оригинальных сценариев такого уровня мало, в основном куда не плюнь киношедевры имеют под собой литературную основу! Был даже удивлен, что "Оскара" дали за монтаж, а не за сценарий, режиссуру или роль. Хотя сценарий набрал кучу других престижных,но менее известных премий. Заходите почаще!
Да, "Семь" классный фильм. Держит в напряжении до финала. И оставляет послевкусие. Атмосферный. И Фримен и Питт сыграли отлично. Я его недавно пересматривал уже на английском - очень много моментов для себя открыл - шутки всякие.
Тогда еще на VHS смотрел, если память не изменяет.
Ведьма из Блэр тоже произвела впечатление. Хоть и жанр другой - я к вопросу об оригинальном сценарии.
В 1997 за сценарий оригинальный премию получили Мэтт Деймон и Бен Аффлек. Очень люблю этот фильм (Good Will Hunting) - одна из лучших ролей Робина Уильямса. А потом мне попался фильм Ordinary people 1980 года режиссерства Роберта Рэдфорда. Тоже стал одним из любимых. Там линия подросток/ юноша - психиатр, которая явно послужила основой для аналогичной в Хантинге. Ключевая линия. Но все равно не отменяет таланта молодых ребят и их фильма. Тоже один из любимых.
Да все фильмы классные, но все же не так много, хороших сценаристов-креативщиков,способных создать оригинальную историю, да и система коммерциализации всего и вся, теперь уже в них и не нуждается. Экранизируют либо проверенные успешные книги-бестселлеры, либо делают ремейки киношедевров прошлых лет, причем тенденция к упрощению, кино-то точно рассчитано на молодежную аудиторию. С книжным рынком та же история, но пока все получше, уж очень сильна классическая литературная традиция в европе и у нас, в США похуже, на мой взгляд, ну и плюс сериалы уже реально конкурируют с большим кино,стриминговые каналы выдают иногда вполне себе качественные работы. Я уважаю и Р. Рэдфорда и К Иствуда,за их режиссерские работы, но это старая школа. Из молодых согласен , наверное , Б. А флек неплох и в сценарном плане и в экранизациях, Good Will Hunting - сильная работа, очень неплохо экранизировал роман Л.Лихейна "Gone, Baby, Gone", не помню кто там автор сценария, но потом он провалился с еще одной экранизацией Д.Лихэйна. Интересная тема и с экранизациями и со сценариями, есть , что вспомнить.
"Gone, Baby, Gone" - любопытно, нужно будет глянуть на досуге.
Сейчас уж и не помню всех деталей,но у "Gone, Baby, Gone" успех был и в прокате и у критиков, премию Б.Аффлек получил за режиссерский дебют и по-моему был соавтором сценария, и по-моему фильм номинировался на Оскара. Можно на кинопоиске уточнить.