Больше рецензий
18 октября 2024 г. 10:20
153
4 Спойлер А что делать, когда все решения плохие
РецензияИскала медь, нашла золото - внезапный полицейский детектив в антураже сороковника.
Так-то я ничего особого не ждала: мне была нужна какая-нибудь книга с суровыми персонажами в силовой броне, которые будут размахивать чем-нибудь тяжёлым и превозмогать, вдобавок на обложке был кустодий, про которых не так часто что-то выпускают. А под обложкой вдруг скандалы, интриги, расследования, очередные заговоры вокруг Золотого Трона.
Причём не абы где, а на самой Терре.
Как будто на этой планете у власть имущих есть какие-то варианты, чем заняться, кроме как строить безумные планы и пытаться их выполнить. Хотя тут, конечно, уровень безумия даже по меркам Высших Лордов прям хорош, чувствуется полёт фантазии.
Сюжет начинается как нуар про следствие, заканчивается как хоррор и политический триллер одновременно, не забывая перемежаться эпическими сценами рукоприкладства силовой булавой и болтерными снарядами. Пока вся Терра готовится впадать в экстатическое безумие Сангвинеллы, поминая жертву Великого Ангела, Инквизиция выслеживает очередной из тысячи культов, которые плодятся в подулье со скоростью вирусов. К ним все так давно привыкли, что никто особо не тревожится - ритуальными убийствами человечество Терры не удивишь, только старый инквизитор Кроул считает, что всё же что-то тут не так.
Разбираясь с этим неясным предчувствием, он заодно выписывает себе издалека аколита, чем несколько шокирует весь Ордо Еретикус, потому что вообще он не пойми сколько столетий прекрасно обходился без свиты. Прибывшая Лючия - странноватое приобретение, потому что агрессии в ней больше, чем нужно, а въедливости, необходимой для того, чтобы расследовать хорошо, положить забыли, но что ж. В целом, было понятно, что за этим своеобразным решением у Кроула был какой-то план, и он его придерживался.
И даже получил результат.
Как и несомненные подтверждения тому, что с этим культом - полный бардак, потому что после очередного рейда и перестрелки к мертвецам, которых отправили на вскрытие, вдруг подбрасывают ещё одного, совершенно лишнего. И вместо того, чтобы просто закрыть глаза на очередные подковёрные игрища внутри Ордоса, которыми этот труп, несомненно, был организован, Кроул начинает лезть туда, где его не ждали. На пару с Лючией.
Удивительно, но факт: абсолютно все фракции тут - изумительные скоты. И если с Инквизицией нет вопросов, потому что им положено, или там с Высшими Лордами и Министорумом тоже всё понятно, потому что и им положено, у них работа такая, не будешь тварью - сожрут ближайшие родственники, а Кустодии просто отъехали от границ человеческого восприятия так далеко и так давно, что к ним обычные мерки не подходят в принципе, то вот от того, что техножречество во главе с генералом-фабрикатором тоже преисполнилось, было как-то слегка печально.
Хотя лично к Раскиану больше претензий в том, что он как-то плоховато обсчитывает риски для своей ответственной должности. В конце концов, он же почти машина, откуда такая чисто органическая безалаберность.
Единственный персонаж, который вызывает настоящее сопереживание - Лерментов, обычный нормальный человек, который превозмогает больше своих сил и пытается помочь окружающим, которым никто больше не поможет, а не жаждет чесать свои амбиции. И который, я подозреваю, очень плохо закончит, потому что хорошие люди в сороковнике не живут не только счастливо, но даже хоть сколько-то долго. В лучшем случае Кроул просто убьёт его быстро и без мучений в проявлении великого милосердия.
Сам Кроул хорош в своём восхитительном цинизме и пренебрежении к нормам имперского приличия, отличное воплощение типажа старого потрёпанного детектива из нуарных романов, который видел уже абсолютно всё и всегда ждёт только худшего. Что характерно, практически никогда в этом не ошибается.
Лючия своим подростковым максимализмом иногда подбешивает, но так, в границах терпимого. Хотя я всё время ловила себя на мысли, что не понимаю, почему она оказалась в Инквизиции, а не в Сёстрах Битвы: в Ордене Кровавой Розы была бы как родная, там все такие, любящие стрелять и рубить, а не читать скучные бумажки и разговаривать с невразумительно отвечающими свидетелями.
Про Наврадарана сказать нечего, кроме того, что он стоит весь такой красивый и загадочный, не забывая через каждые три фразы упомянуть, что он подчиняется только Императору, и никто иной ему не указ, так что пусть Кроул как-нибудь сам всё сделает и решит ради Золотого Трона. Но это для Десяти Тысяч нормальная ситуация, их хорошему ещё Вальдор научил.
Вообще сцена, где инквизитор и кустодий меряются длиной, кхм, званий, выясняя, кто кому что должен и кто же из них более главный - она просто прекрасна. "Я разговариваю от имени Императора! И я тоже!" Как же хорошо.
Тысячелетия проходят, но что-то остаётся неизменным.
И был ещё довольно странный момент в повествовании, который меня зацепил. Не совсем понимаю, это пасхалка для особо ретивых или редакторская ошибка.
Когда Кроул пробегал мимо очередной какой-то секретной гигантской двери в секретных гигантских подземельях бесконечного дворца, он увидел выточенный на какой-то гранитной стене барельеф, где были изображены фигуры, часть из которых напоминала одобренные Экклезиархией изображения святых примархов. В целом, вопросов нет, действительно, там две трети дворца с момента Ереси никто не трогал, если бы не один момент - почему фигур рыцарей двадцать. (Забавно, кстати, часто забываю, ведь в сороковнике никто не знает, что осквернённые примархи вообще-то тоже сыновья большого папочки.)
Так вот да - и почему их двадцать, а не восемнадцать? Все имперские хроники, все залы памяти, всё было отредактировано, расформировали легионы, опрокинули статуи, озаботились подправить воспоминания оставшихся братьев, а с барельефа двух утерянных примархов сточить забыли? Малкадор не доглядел, потому что был занят?
Звучит интересно.
Несмотря на небольшой объём, или, может, напротив - благодаря ему, роман очень концентрированный, здесь нет внезапных отступлений в бездны размышлений о вечном или романтических страданий, постоянно что-то происходит, части драмы цепляются одна за другую, а накал страстей и безумия постоянно нарастает. Все воюют против всех, чтобы отстоять свои интересы и упрятать следы заговора как можно дальше, а времени на исправление проблемы остаётся всё меньше. Повествование очень динамичное, читается с живым интересом, даже несмотря на то, что я к середине уже вспомнила, что это за история.
А она про то, что Золотой Трон поддерживать всё сложнее, и мудаки в балахонах доблестные служители Омниссии ничего не могут с ним сделать, и в один прекрасный момент они решили, что есть отличный вариант - найти решение, лежащее не в технологиях, которые они не дают усовершенствовать, а в ксеноских практиках, очень любимых Слаанеш.
Что же могло пойти не так, действительно.
Наименее внятное для меня во всём этом, правда, всё равно мотивация друкхари: чего хотел, зачем хотел, почему хотел. То, что он собирался посмотреть на "прогнивший трон", по-моему, вписано чисто для того, чтобы оправдать название, а так у меня не хватает фантазии представить, в чём был его личный смысл. Разве что убить Императора, но это кажется несколько самонадеянным даже для наглухо поехавшего гемункула. Смели бы потом его пепел под какой-нибудь коврик у подножия Трона, да и всё.
В общем, всё это очень невразумительно, и лучше бы ксенос просто молчал, оставив читателю в моём лице больше простора для фантазии.
История довольно кровавая, потому что всем есть, что скрывать, а лучший способ в Империуме кого-то заткнуть - смерть. Или сначала подлог с тем, чтобы полностью дискредитировать оппонента, а потом - смерть. Те же, кто не озабочен проблемой молчания окружающих, и вовсе просто гладят свои садистические наклонности, ничем не сдерживаясь.
Атмосфера в романе прописана очень хорошо. Терра монструозна и жутка в своём религиозном экстазе, который сочетается с нескончаемым ужасом трущоб, везде вокруг только грязь, боль, страдания и безысходность. Центральный мир, превратившийся в один гигантский улей, пожирает всё, что в нём оказывается, потому что всё для него - ресурс; люди, пища, механизмы, неважно, и всё равно всего постоянно не хватает. Бесконечно работающие мануфакторумы, их работники, неотличимые от сервиторов, всё это - изъеденный коррозией механизм. Такой же и Схаллакс, усыпанный красной пылью, наполовину разрушенный ветрами и временем, потому что ничего нельзя менять.
Санктум Империалис не лучше. Внутри Дворца время остановилось сразу после смерти Хоруса, и он просто стал бескрайней усыпальницей всем надеждам цивилизации. В его глубинах до сих пор погребены знания, которые могли бы изменить человечество, но они едва ли снова увидят свет. Контраст между обречённым вращением человеческих шестерёнок улья и замершим безвременьем дворца передан прекрасно - и очень угнетающе.
А от количества упоминаний Рогала Дорна хочется пойти что-нибудь построить.
"Крипты Терры" уже стали трилогией, и я явно буду читать её дальше, когда снова потребуется приложить к себе инквизиторов. Хороший, крепкий такой grim dark, в котором даже есть связный сюжет, с чем в сороковнике не каждый раз везёт.