Больше рецензий
18 ноября 2024 г. 11:26
155
4 Кровавый замес по обе стороны Эресунна
РецензияНу вот, продолжилась моя эпопея с романами уважаемого Стефана Анхема. Правда, здесь вышла такая же загогулина, как в своё время с Вербером, немного перепутался порядок книг: сначала было прочитано «-18°», третья книга серии, и только потом - «Девятая могила», вторая. Но восприятию, поверьте мне, это совершенно не помешало.
Итак, перед нами отличный образчик жанра, который Sunday Times назвал «метаскандинавским триллером». Того жанра, который для меня лично весьма интересен. Тем более в исполнении такого мастера, как Анхем. И его серия несколько отличается от других грандов жанра - он «чернее чем Стиг Ларссон» (Тони Парсонс), он пишет о современности, в отличие от Натт-О-Дага, ну, и в его романах по факту два главных героя, в отличие от Несбё, у которого только единственный и неповторимый Харри Холе.
Начинается роман с весьма жёсткой сцены из жизни Западного берега Иордана, где израильтянин влюбляется в арабскую женщину, как раз во время разгара беспорядков. Странным образом израильтянин оказывается по ту сторону баррикад, где и попадает в руки соплеменников, принявших его за араба-террориста. Умирающий герой пишет письмо, которое он и не надеется отправить, но ...
Ну, а дальше действие, как и в «-18°», разворачивается по обе стороны пролива Эресунн в шведском Стокгольме и датском Хельсингёре. Главные герои - шведский полицейский Фабиан Риск и датская ... детективка (так нынче надо писать, да же?) Дуня Хоугор. И там, и там начинают происходить весьма жёсткие убийства с расчленёнкой, вырезанными органами и прочими радостями.
Да, сразу дисклеймер: если вы излишне чувствительны, и вам претят, такие, например, сцены: «обеими руками он держал тигровую пилу, и воздух прорезал пронзительный звук - это зубчатое полотно входило в пах голого тела», или «он вытащил верхнюю и нижнюю зубные накладки и потрогал пальцами острый ряд зубов, одновременно обходя лежащего на столе мужчину. Сделав два круга, выбрал левую ляжку, открыл рот и медленно вонзил зубы в мясо. Сразу же хлынула теплая кровь.» - то, наверное, не стоит браться за роман. Здесь Анхем по части натурализма даёт такого огня, что старик Гранже, рыдая, курит в углу.
Но это далеко не главное в книге, конечно. Главное - это мастерски закрученные сюжетные линии, которые идут параллельно. Надо только в них и в персонажах не запутаться и точно помнить, кто у нас швед, а кто - датчанин. И вроде бы и Дуня, и Риск относительно быстро находят главных подозреваемых - датского маньяка Вилли Виллумсена и шведского психопата Оссиана Кремпа, но если бы всё было так просто. И здесь, следуя классике жанра, Анхем пишет о том, что чувствуют будущие жертвы убийцы, и шведские, и датские, в деталях, пробирает, конечно, до костей. И Дуня, и Фабиан понимают, что убийца где-то рядом (Фабиан даже не догадывается, насколько), ребус за ребусом, очень увлекательно.
Как и у Несбё, Анхем не забывает о личной жизни своих героев. Здесь, как и принято у метаскандинавов, всё непросто. У Дуни - ни к чему не обязывающий (а хотелось бы) роман с неким Карстеном, который, как говорится, ни рыба ни мясо, ни нашим ни вашим, ни мордвам ни чувашам. У Фабиана - страдающая трудоголизмом в острой форме жинка, и всё-то у них не клеится. Но сразу должен сказать: эти ответвления от основного сюжета совершенно не напрягают, и написаны очень качественно.
Ну, и политика - а как без неё? Ведь в Швеции пропал не кто иной, как министр юстиции, и у него, как выясняется, какие-то скелеты в шкафу водятся. Фабиану и тут придётся попотеть, чтобы выяснить, в чём тут, понимаешь, закавыка.
А в целом - сюжет динамичен, продыху автор не даёт, да и персонажи такое откаблучивают, что мама не горюй. Но при этом, конечно, традиционный для подавляющего большинства скандинавских авторов этого жанра мрачный дух царит. Недавно видел в одной запрещённой соцсети такую картинку: разноцветные скандинавские домики и грязные разваленные хибары в Южной Америке. И подпись: так почему скандинавы выдают death metal, а латиноамериканцы - разухабистую весёлую музыку? А Бог весть, но уж мимимишности никакой и в этой книге вы не найдёте, от первых сцен до финала, который и хэппи-эндом-то назвать сложно. Кстати о музыке: автор постоянно упоминает, какую музыку слушает Фабиан, тут по репертуару сразу понимаешь: наш человек!
Резюмируя всё вышесказанное: если вам по душе динамичные, жёсткие и умные триллеры - добро пожаловать в метаскандинавскую вселенную Стефана Анхема, где никто никого не прощает и за всё всем воздаётся, жестоко и кроваво.