Больше рецензий

laventide

Эксперт

по купленным, но непрочитанным книгам

19 ноября 2024 г. 15:53

298

4 Никто уже не помнил, что Куджо всегда старался быть хорошим псом


Cujo
Stephen King

Жанр: ужасы
Год издания: 1981
Страна: США
Количество страниц: 336
Переводчик: В. Эрлихман
Начало чтения: 9 мая 2024
Окончание чтения: 9 мая 2024
Локация: Россия, К-н
Заметки: 11
Автор: продолжаю. Следующая книга «Дорожные работы»

Название книги. Куджо – имя пса, главного героя данного произведения. 

Выбор книги. Стивен Кинг – любимый автор. Читаю книги в порядке издания.

Автор и написание книги. Стивен Кинг – американский писатель. Родился 21 сентября 1947, Портленд, Мэн, США. Идея романа пришла к Стивену Кингу в результате действительно имевшей место стычки с плохо воспитанным сенбернаром.

В своих мемуарах «Как писать книги» Стивен Кинг признается, что практически не помнит процесс написания романа. Он написал книгу в разгар своей борьбы с алкогольной зависимостью. Кинг продолжает говорить, что ему нравится книга, и он хотел бы вспомнить, как наслаждался хорошими моментами, когда переносил их на страницу.

Есть один роман, «Куджо», который я едва помню, как писал. Я говорю это не с гордостью или стыдом, а только со смутным чувством печали и потери. Мне нравится эта книга. Хотел бы я помнить, как наслаждался хорошими частями, когда переносил их на страницу.

По словам Кинга, роман был частично вдохновлен его поездкой к механику весной 1977 года. В интервью 2006 года для The Paris Review Кинг описывает, как проблемы с его мотоциклом заставили его посетить автомастерскую на северной окраине Бриджтона, штат Мэн. Он утверждает, что его мотоцикл заглох, когда он приехал в мастерскую, а через несколько мгновений из гаража выскочил сенбернар, рыча на него и в конце концов бросившись к его руке. Хотя механик остановил собаку, ударив ее по задней части туловища гаечным ключом, Кинг все равно был поражен этой встречей. Этот инцидент, а также история, опубликованная в газете Портленда, штат Мэн, о маленьком ребенке, которого убил сенбернар, послужили источником вдохновения для романа. В то время у Кинга также был неисправный Ford Pinto, та же модель автомобиля, на которой главная героиня романа Донна Трентон едет в автомастерскую, где сталкивается с бешеным Куджо.

Обсуждение книги. В романе «Куджо» можно наблюдать очередной бессознательный самоанализм С. Кинга. В то время он страдал наркотической зависимостью. И если в романе «Сияние» он описывал свой алкоголизм и приступы гнева, то в данном романе бешенство Куджо похоже на метафору на собственную наркотическую зависимость.

У книги немного рваное начало, но это быстро сглаживается. Она короткая, читается быстро и захватывающе благодаря динамике и нарастающему напряжению. Оторваться от нее сложно и можно проглотить ее за один день. В центре романа находятся три персонажа. Дона Трентон – женщина, борющаяся с внутренними конфликтами. Ее супружеская измена в начале книги выступает катализатором ее чувства вины, которое усиливается по мере нарастания ужасов. В борьбе за жизнь своего сына она переходит от слабости к абсолютной решимости, становясь олицетворением материнского инстинкта.

спойлер

Тэд Трентон – жертва обстоятельств, его смерть становится трагическим символом, подчеркивающим, что не все битвы можно выиграть. Куджо. Собака изначально изображена как добрый, преданный друг, что делает ее превращение в смертельное опасное существо пугающим. Куджо становится живым воплощением утраты контроля и разрушительной силы природы. В книге читатель глубоко погружается в психику героев, даже Куджо наделен внутренним миром, что делает историю еще трагичнее. Он не злобный монстр, а жертва собственного состояния. Стивен Кинг использует повествование с нескольких точек зрения, включая мысли Куджо, что позволяет читателю не только наблюдать за происходящим, но и чувствовать страх и боль с разных сторон.

свернуть

Насколько человек действительно может контролировать свою жизнь? Кинг умеет играть на эмоциях читателя. В данной книге он создает ситуацию, в которой читатель может легко представить самого себя. Страх за ребенка, чувство беспомощности и борьба за выживание делают «Куджо» одной из самых эмоционально тяжелых книг Кинга. Я бы даже сказала болезненных. Он не использует мистику, а создает историю, которая пугает своей реалистичностью. Финал оставляет чувство опустошения, подчеркивая, что реальная жизнь редко бывает справедливой. Он ломает привычный шаблон о «победе добра», в жизни нет гарантий счастливого исхода. Кинг показывает, что настоящий ужас кроется не в монстрах, а в самой реальности, где случайность может стать врагом, а борьба за выживание – единственным смыслом. Грань между безопасностью и угрожающий хаосом тонка: жизнь может внезапно выйти из-под контроля, привычное – стать источником ужаса, а случайности, обычные события могут привести к катастрофе.

Я знаю, что роман «Куджо» является условным продолжением романа «Мертвая зона», так как здесь можно встретить упоминания Фрэнка Додда, а также шерифа Джорджа Баннермана. Именно поэтому я стараюсь читать книги Кинга в порядке их издания, чтобы пониматься все отсылки и получать от них удовольствие. Но данная отсылка меня не порадовала.

спойлер

Шериф в «Мертвой зоне» представлялся мне человеком рассудительным, не глупым, опытным полицейским. Да, с лишним весом и без былой хватки, но все же. Тем не менее, в романе «Куджо» он погибает нелепейшей смертью, как тот самый пьяница, который был убит в середине книги. И этот выглядело как смерть ради смерти. Смерть ради драматизма. Ни один его полицейский навык не сработал, многолетняя служба и опыт ничем не помогли. Смерть была быстрой, глупой и неосторожной. Это не было похоже на нормального полицейского с опытом. Думаю, данная сцена была заточена специально под людей, читавших предыдущий роман, чтобы драма была острее, будто ее и так недостаточно. Когда Баннерман только приехал, уже было предчувствие, что грядет сцена смерти словно в дешевом ужастике. Шериф вмиг отупел и совершил кучу клишированных ошибок. Хотя выдержки и способности реагировать в опасной и стрессовой ситуации у него должно было быть больше, чем у обычного человека. Ну и знания элементарных правил безопасности и мер предосторожности на предполагаемом месте преступления или в процессе расследования. Но это не сработало и по итогу все получилось довольно глупо и ожидаемо. Кроме раздражения и немного злости эта сцена ничего не вызвала. Уж тем более ужаса, шока или удивления, если она была написана ради этого.

свернуть
спойлер

Что еще мне не понравилось в книге, и я где-то читала, что Кинг признавал это своей ошибкой – смерть ребенка. Я пониманию, что не все истории должны заканчиваться счастливо, не каждый персонаж получит то, что заслуживает. И все же, нельзя проводить читателя через такой длинный путь рука об руку с героем, заставлять его привязываться к нему, чтобы закончить все вот так. (Та же самая тема с Дейенерис Таргариен в сериале). Нельзя оставлять его у разбитого корыта. Ведь читатель проходит этот путь лишь с одной целью – увидеть благополучный финал. Тем более, когда все произведение только на это и заточено: как они выберутся? Поначалу такой неожиданный поворот кажется умным ходом, так как у читателя он вызывает шок, удивление. Но это всегда мимолетная реакция, останется не она, а итоговый вывод книги. И когда удивление укладывается, приходит злость, будто тебя обманули, будто весь путь пройден впустую. И в конце остается лишь разочарование. И именно оно составляет остаточное впечатление от книги и фиксируется в памяти. Нечестная игра, которая не приносит удовольствия. Поучительная, реалистичная, но чертовски нечестная.

свернуть

Помимо вышеупомянутого, эта книга не для всех. Особенно не для любителей животных. Здесь нужно помнить, что драма выкручена на максимум, эта история написана, чтобы разбивать сердца. Кинг прекрасно описывает внутренний мир собаки и постепенное схождение с ума. Когда пес уже переступает грань, но где-то в затуманенном разуме помнит, что он был «хорошим мальчиком» и пытается противиться охватившей его заразе, так как он добрый пес. И за этим крайне тяжело наблюдать. Ведь в книгах и фильмах зачастую очень цепляют судьбы животных и маленьких детей, куда больше, чем судьбы взрослых людей. И эта книга происходящими с Куджо переменами и его попытками сохранить себя просто разрывает сердце. Я понимаю, что это вероятнее всего метафора самой личности Кинга в тот период времени, когда он оставался хорошим человеком, который не может сопротивляться уничтожающей привычке. А жизнь в целом несправедлива и непредсказуема. Но когда произведение затягивает с головой и все метафоры ускользают, остается только история. Тяжелая, болезненная, но мастерски написанная история.

«Никто уже не помнил, что Куджо всегда старался быть хорошим псом».

Экранизация. Куджо, 1983. Экранизацию не смотрела и не планирую. Книги хватило с головой.


В профиле есть отзывы на другие книги Стивена Кинга.

Более удобный формат чтения с телефона. Стивен Кинг - Куджо

Комментарии


Прекрасная рецензия, благодарю 🙏
Понятно

Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее