Больше рецензий

28 ноября 2024 г. 23:43

152

5 Пропаганда по-американски

Фундаментальная работа про способы манипуляции общественным сознанием на примере пропаганды в США.

В своём произведении автор делает акцент на антикоммунистическом и, в первую очередь, антисовеском характере американской пропаганды, но также раскрывает и другие направления негативной работы СМИ.

Так, например, в третьей главе говорится о рекламе, о том как плотно она вошла в американский образ жизни и в свою очередь создаёт этот образ для американцев и для не-американцев, продвигая западные ценности.

Буржуазная реклама в массе своей бесконечно далека от реальной жизни. Рекламное небо почти всегда безоблачно. Судя по рекламе, американцы только и делают, что пьют, курят, гоняют на автомобилях, обнимаются и улыбаются, улыбаются, улыбаются. У них всегда досуг. В рекламном мире почти никогда не работают. Ведь работа — не очень приятное занятие. В мире рекламного благополучия нет ночлежек, очередей на бирже труда, нет трущоб, здесь не покажут, как выселяют из дома за неуплату очередного взноса. Здесь всё благополучно: великолепные загородные виллы, роскошные автомобили, благополучные люди. Всё красиво в этом мире.


Автор приводит данные о том, как могут участвовать в пропаганде социологические опросы, например через постановку вопросов конкретным образом. Говорит про использование стереотипов, выгодных обобщающих привычных образах. А когда надо, СМИ прибегают к имиджу - конкретному образу того или иного события, даже если реальный факт не совпадает с придуманным образом. Или зачем к обсуждению политических или экономических событий привлекаются звёзды шоу бизнеса и почему они вообще "звёзды".

В жизни буржуазного общества место героя заняли «знаменитости» (celebreties). О них весьма интересно сказал Д. Бурстин, имея в виду человека, чья слава, в отличие от славы подлинного героя, «сфабрикована» и у которого величие заменено известностью.


Культ «знаменитостей» помогает поддерживать веру в то, что известность и слава доступны каждому, что у всех — «равные возможности», надо только «искать случая».

Феофанов точно подмечает, что мысли господствующего класса через медиа, рекламу, кино становятся мыслями всего общества. То есть правящему классу выгодно, что все люди мыслят категориями самого правящего класса и его ценностями. В том числе и из-за этого сегодня люди не воюют с буржуазией, а сами хотят "обуржуазиться".

Как будто в современных реалиях написана седьмая глава, где речь про стереотипы о советских людях в западном обществе. Что СССР в сознании американца во многом связан с традициями старой Руси - балалайки, казачьи хоры, русские народные танцы, церкви и т.п. Многие на западе уверены, что Россия отсталая, дикая, полуграмотная, запуганная. Что говорить, до сих пор в европейском или голливудском кино можно увидеть примеры забористой клюквы.

Данная книга будет полезна и поклонникам тиражируемой в благословенных США свободе и независимости. Ведь, как подмечает Олег Феофанов, часто это популярная свобода весьма абстрактна.

Я видел слово «свобода» на транспарантах, которые несли демонстранты, требовавшие освобождения из тюрем активистов борьбы за гражданские права. Но я видел и другую демонстрацию — демонстрацию наркоманов, которые тоже несли транспаранты с этим же словом «свобода» — они требовали легализации употребления марихуаны и ЛСД. Свободы слова требуют не только прогрессивные политические партии на Западе, но и торговцы порнографией. И разве не показательно, что в названия многих ультраправых организаций в США — откровенных душителей свободы — входит, как это ни парадоксально, всё то же слово «свобода». То же самое относится и к слову "демократия".

Снова, чем не современные реалии, в которых большинству навязываются интересы финансового, этнического или гендерного меньшинства под соусом освобождения?

Автор описывает постепенную милитаризацию американского общества во второй половине двадцатого века, как ширится доступ к оружию и усиливается пропаганда вооружения населения. Этому помогает и культура - определенные книги, где вроде бы герои доброй стороны - детективы и спецагенты, спокойно используют насилие и сеют смерть, прикрываясь лучшими идеалами. Или такие фильмы, где кровь льется рекой с экрана, а самым кассовым становится кино, что показало как можно больше жестоких сцен. О каком, если не о нашем времени это написано? Это уже не Америка, это, к сожалению, наша современная культура, отечественное кино и отечественные повсеместные призывы расправиться с врагами, пусть даже и ядерным оружием. А стоило бы задуматься, как нам напоминает В.И. Ленин, кому это выгодно и в чьих интересах распространяются подобные идеи.

"Агрессия лжи" - действительно научный труд, вы сможете найти огромный список использованной литературы. И в данной рецензии были упомянуты лишь некоторые из поднимаемых автором тем.

Искренне рекомендую к прочтению!