Больше рецензий

4 декабря 2024 г. 16:31

441

2 Вредные советы для начинающих сценаристов

Для меня книга оказалась бессмысленной, я не нашла в ней ничего нового или полезного, скорее наоборот. И можно было бы сказать, что на самом деле книга хорошая, и это я виновата, что читаю всю литературу по писательскому мастерству без разбора, и если бы эта книга попалась мне в начале моего читательского пути, она была бы вполне годной. Так ли это? Я уверена, что нет. И вот почему.

Советы, приводимые в книге, весьма банальны и очевидны. «Главный герой должен быть интересным и необычным», «Включайте фантазию и придумывайте героев разными — давайте им разные имена, наделяйте разными привычками», «В основе сюжета должен лежать конфликт», «Каждая история или миф имеет свое начало, середину и конец», «Цели антагониста и протагониста должны быть несовместимы» и так далее, и тому подобное. Мысли, до которых можно дойти, просто посмотрев всего сотню фильмов.

Но лучше бы авторы продолжали сыпать простыми понятностями, потому что повторение известных всем истин никому не вредит, но нет, они начинают заявлять нечто вроде «не стоит пытаться написать сценарий без опоры на план», «нельзя, чтобы комедия превращалась в драму или триллер», «нельзя использовать больше одного волшебства», «нельзя допускать, чтобы инопланетянина покусал вампир». Да почему нет? «Доктор Кто» только и делает что совмещает несовместимое! И ладно, если бы это была их принципиальная мысль, так нет, буквально через несколько страниц они пишут: «Совмещая несовместимое и допуская невозможное, вы создаете бесконечное множество увлекательных историй», то есть — сами себе противоречат! Думаю, авторам стоило бы последовать своему совету, вспомнить, что «книги не пишутся, а переписываются» и хотя бы раз перечитать свою писанину, чтобы подобного не было!

Дальше они начинают потихоньку, ниточка за ниточкой, плести свою паутину ненависти к диалогам в надежде, что читатель попадется в ловушку и станет вместе с ним нести по миру знамя немого кино, ведь это, в отличие от «современной болталки», настоящее искусство. И аргументы, которые они приводят в пользу своей точки зрения поистине смехотворны. «Ну вот раньше актеры без звука как-то играли, справлялись, а сейчас почему не могут?» Ну вот люди же раньше как-то без мобильного жили, почему сейчас не могут? Могут, но зачем? «Сам Хичкок замечал, что с приходом звука в кино все изменилось». Во-первых, где сказано, что изменилось в худшую сторону? Во-вторых, да, правила игры изменились, так играйте по новым, а не возмущайтесь, что раньше было лучше, и не учите начинающих сценаристов плохому. «Хороший сценарист никогда не будет сообщать зрителю вслух информацию о своих героях через диалог». Ну да, все эти культовые «Люк, я твой отец», «Гарри, ты волшебник»... на самом деле в них нет никакой силы. Вот если бы они действием это донесли до зрителя (сыграли бы в «Крокодила», я не знаю!), вот тогда была бы мощь сценарная раскрыта на сто процентов!

Единственный раз, когда во мне вспыхнула надежда узнать что-то, был в последней главе. Там авторы начали рассказывать про то, в какой форме надо писать сценарий, что сейчас самый популярный способ записи американский, и всем начинающим авторам следует освоить так называемую «американку»... Но и тут меня обломали, и вообще ни словечка не написали о том, что это значит и как это должно выглядеть. Ну видимо, места не хватило, да, зато мы двести страниц писали о том, что никто не хочет смотреть на то, как персонажи едут в машине и болтают, а вот если в багажнике спрятана бомба, вот это будет фильм! И главное — отриньте диалог, это костыли сценриста, вы должны научиться ходить без них. А лучше вообще снимать кино без звука. И без картинки. Силой мысли доносите сценарий до зрителя, вот тогда вы будете настоящими мастерами!

И ведь авторы не сомневаются в том, что несут светлое, доброе, вечное, они почти приказывают: «Напишите девять сценариев по нашей схеме, и только на десятом можете начинать экспериментировать!» А то, что человек может потратить три-четыре года на написание этих девяти беззубых историй, так это не их проблемы, да? Просто... вот есть книги, которые после себя ничего не оставляют. Ты их закрываешь и думаешь: «И кто мне вернет шесть часов жизни? А мог бы "Десятое королевство" пересмотреть...», но даже они лучше таких книг как эта. Книг, которые сеют зерна разрушения, выдавая дилетантство за экспертность. Лучше пустота. На пустой земле можно что угодно вырастить, а на лужайке, засеянной сорняками, не прорастет ничего толкового.

Комментарии


«не стоит пытаться написать сценарий без опоры на план»
Потому что иначе вы потеряете внимание зрителя. План или структура - это формула успеха, выведенная опытным путем. Умные люди проанализировали тысячи хороших произведений (от сказок до "Звездных войн") и написали "план" для всех сценаристов, начинающих и не только. Нарушать структуру можно в двух случаях: автор гений или пишет свою 20-30-40 работу, и знает, что не потеряет внимание зрителя

«нельзя, чтобы комедия превращалась в драму или триллер»
Это тоже из-за зрителя. У него есть ожидания. Если зритель пришел на сеанс на семейный фильм, то будет нехорошо, если во второй половине истории начнется резня. Такое зрители не любят, соответственно, это не любят и продюсеры. Естественно, есть успешные фильмы со сменой жанра, но это больше исключение, чем правило. Браться за это стоит, если: а) хочется, б) вы понимаете, что будут проблемы с реализацией и вы готовы писать это для себя - в стол

«нельзя использовать больше одного волшебства»
Если другое не оговорено правилами мира, то нельзя. Зритель-читатель прощает только одно допущение, например, люди умеют летать. Вот в этом мире так. Если через двадцать страниц выяснится, что они еще умеют добывать огонь из своих пальцев, а еще через сто страниц окажется, что люди еще умеют превращаться в русалок, то это супер непродуманное и нелогичное произведение. Либо изначально задается, что это волшебный мир и люди умеют то, то и это. Либо это сюжетные повороты, и к ним вешаются ружья, а ко всему новому потом идет объяснение (например, что это не люди вовсе, а потомки древних эльфов). Просто так нельзя

«нельзя допускать, чтобы инопланетянина покусал вампир»
В целом, можно. Но это смешение двух вселенных, то есть двух огромных жанровых сфер. Как и во втором пункте нужно понимать, что это история для очень, очень, очень узкой аудитории, что, соответственно, не порадует продюсеров, ведь их задача зарабатывать деньги, а денег не заработаешь на двух с половиной любителей такого. Писать подобное можно, но если расчет идет на успешную реализацию и большую аудиторию, то не стоит. Как и во втором случае

«Совмещая несовместимое и допуская невозможное, вы создаете бесконечное множество увлекательных историй»
Я книгу не читала, но предполагаю, что это про этап задумки. Что не стоит сотый раз пересказывать старые сюжеты, когда можно совмещать несовместимое и допускать невозможное

«Хороший сценарист никогда не будет сообщать зрителю вслух информацию о своих героях через диалог»
Это про диалоги вроде:
- Твоя жена уже поправилась?
- Ты же знаешь, что у нее осложнение. А я все время на работе, у меня не хватает на нее времени.
- Найми хотя бы сиделку.
- Ты же знаешь, что у меня проблемы с деньгами. Я уже должен Ване и Игорю, не знаю, когда отдам.
- И машину ты уже заложил.
И так далее.
По хорошему это должно быть две-три сцены с женой. Например, в одной герой с ней ссорится, но не говорит напрямую: "ты лежишь тут, а я пашу", а, например, сарказмом что-то вроде: ага, это ты же сейчас на работу пойдешь, наверное, задержишься там до 10, а премия будет, Маша? И зритель через контекст понимает всю ситуацию. А не напрямую через диалог. Вообще в идеале герои в 90% случаях никогда не говорят напрямую. Как в жизни. Никто не скажет лучшей подруге, что ее новый молодой человек не очень. Это будут намеки, вопросы и так далее. Это кажется очевидным зрителю-читателю, но совсем не очевидно тому же зрителю-читателю в качестве автора. Я перечитала миллионы таких диалогов и, наверное, если бы писала свою книгу, обязательно бы вставила подобный пункт.

И последний вывод, к сожалению, правда. Написать сценарий вроде "Двенадцать разгневанных мужчин" или "Идеальные незнакомцы", где все действие держится на диалогах, это невероятного уровня мастерство. Которого, к слову, добиться могут не все. Поэтому существуют другие приемы, например, бомба в багажнике точно заставит зрителя следить за самым скучным, банальным или непроработанным диалогом.
На диалоги в целом делается такой акцент, потому что многие начинающие авторы пишут сразу диалоги. А схема немного другая. Сначала система персонажей и структура, потом поэпизодный план, и только потом диалоги. Потому что они двигают сюжет, раскрывают персонажей и тд, а для этого сюжет и персонажи уже должны быть придуманы.
Американке учиться не нужно, можете скачать любую программу, которая будет форматировать вам под нужный формат сценарий автоматически


В общем, не читала, но звучит как книга с вполне нормальными, рабочими советами :)


P.S. Почему все упирается в зрителя и его интересы-вкусы-предпочтения? Потому что съемки полнометражного фильма стоят 40 миллионов рублей (это такой минимум, чтобы снять добротный фильм), восьми серийный сериал стоит 70+ миллионов рублей. Это если мы берем историю, происходящую в наше время (не прошлое, не фэнтези, не фантастику). Поэтому в идеале затраты должны окупиться. Это возможно, только если фильм-сериал будет нравиться зрителю. То есть будет логичным, симпатичным, жанровым(! это когда не про вампира с инопланетянином, а комедия, боевик, драма и тд), с соблюденным темпоритма (структура + чередование длинных сцен с короткими), с проработанными персонажами и тд, и тд, и тд.


Я и не отрицаю, что советы авторов не рабочие, и я принимаю все Ваши (и их) аргументы — большинство из Ваших аргументов схожи или прям повторяют аргументы авторов книги (так что если будет время на досуге, можете заняться написанием книги — как я уже убедилась, это не сложно). Но меня прям бесит, когда такие простые вещи выдают за что-то невероятное, а потом еще категорично заявляют, что делать надо только так и никак иначе. Что истина только одна и других путей не существует. И из-за накапливаемого раздражения к авторам начинает раздражать все — и плохое, и хорошее. Я просто слишком люблю диалоги, и когда мне говорят, что все диалоги из всех фильмов можно просто выкинуть, потому что они не имеют никакого веса... слегка горит... все во мне. Поэтому такой отзыв.


Я понимаю ваши чувства. Думаю, у авторов была цель задать направление начинающим сценаристам, чтобы те не тратили время на идеи, которые не будут интересны для реализации. Но, видимо, это так не работает :)
Если мы говорим про кино, то, к сожалению, истина почти одна. Эта сфера очень консервативна, потому что, как я уже говорила, требует больших затрат. Найти энтузиаста, который будет вкладываться в сюжетные, жанровые и так далее эксперименты, практически нереально. Но шансы не равны нулю, просто близки к нему.

Повторюсь, я не читала книгу, поэтому не знаю, что имели в виду авторы. Но если там основная мысль, что диалоги не важны, то да, это странно. Диалоги - это очень важно. Чаще именно они запоминаются зрителям, по ним в том числе судят, насколько работа хороша. Поэтому если основная мысль, что все диалоги из всех фильмов можно просто выкинуть, не могу согласиться, и в этом полностью на вашей стороне!