Больше рецензий

fus

Эксперт

жижа сквернословий мои крики самозваные

8 декабря 2024 г. 09:38

527

4.5 Спойлер Европа живёт жизнью кастрата

Вся эта небольшая книжица - ни что иное, как рассуждение на тему западноевропейской колонизации, а автор-каталонец в качестве экспозиции выбрал не сложные взаимоотношения родного края с Испанией, а гораздо более известное общественности и даже в какой-то степени отчаянное противостояние Ирландии англосаксонской империи. Так как знание истории, увы, не сама сильная моя сторона, я могла упустить из виду какие-то существенные детали, но в общем и целом замысел автора был понятен.

Главный герой, ирландец, получивший хорошее образование в английском колледже (вроде того) и некоторое время состоявший в партизанском движении, в самый разгар войны за независимость Ирландии в начале 20 века, совершенно разочаровывается в результате своей деятельности и не находит ничего лучше, чем удалиться как от бывших врагов, так и от бывших товарищей, которые не понимают и не принимают его душевных смут. Герой, осознавая своё "предательство" романтических идеалов, отправляет себя в натуральную ссылку и берётся за подвернувшуюся скучнейшую работёнку на крошечном острове где-то на пороге Антарктики. Так как книга весьма метафорична, это устранение из реального мира и попадание в фантасмагоричный можно воспринимать как погружение героя в саморефлексию, ведь именно размышлениями он теперь и будет заниматься без конца и края.

Прибыв на остров, герой не обнаруживает предыдущего метеоролога, зато натыкается на молчаливого, мужиковатого и вызывающего отвращение смотрителя маяка с забавным именем Батис Кафф, что в очередной раз наталкивает нас на мысль о погружении сознания героя всё глубже в холодную пучину, точнее на то, кто именно станет его главным проводником туда.

Самая первая ночь на острове не проходит гладко: стоит только солнцу зайти на горизонт, как из морских вод на берег выходят кровожадные твари в стиле Лавкрафта (я почему-то представляла себе мурлоков из "Варкрафта", ведь они описываются как антропоморфные лягушечки), что, ясное дело, вводит главного героя в шок и ужас. Показав уродцам, кто тут на самом деле венец эволюции, расстреляв несколько десятков налево и направо, герой объединяется с вышеупомянутым Батисом, баррикадируется на маяке и каждую ночь устраивает тир и тотальный террор морским захватчикам.

Если вы думали, что злоключения героя на том и ограничатся, вы сильно ошибаетесь. На маяке живёт ещё и самка лягушанов. И она добавляет особой оригинальности в, казалось бы, простую историю про выживальщиков на острове со сверхъестественными проблемами. Потому что она воплощает в себе всё самое сексуальное в женском теле, она словно суккуб, вызывающий беспричинную похоть у всего мужского населения острова, с ней совершенно невозможен обычный человеческий контакт, и по какой причине она вообще явилась сюда - остаётся неразгаданной тайной.

По поводу Анерис я имею некоторые соображения, но это исключительно мои домыслы. Кажется, что кроме неё, автор ни разу не описал иных представительниц морского племени. Всякий раз штурмуют маяк лягушаны мужского пола, что позволяет сделать предположение: Анерис единственная самка на селе. Вот теперь логика происходящего становится очевидной: лягушаны просто хотят вернуть себе возможность плодиться и размножаться, сохранить свою цивилизацию, потому из раза в раз предпринимают самоубийственные попытки вторгнуться на маяк.

С другой стороны, я убеждена, что интимные сношения (которые остальные рецензенты смело обзывают зоофилией, ну да и флаг им в руки) этой милой лягушечки с героями тоже не для красного словца добавлены. Даёт ли она потомство от них? В тексте есть фрагмент, почти незаметный и вброшенный словно просто так, когда герой находит Анерис, засевшей в мелкой воде промеж скал. Уж не откладывала она икру, случаем? Ведь немногим позже на сушу стали выползать прям дети лягушанов, а взрослых и след простыл. Теперь роман приобретает новые оттенки значения, а сама Анерис походит на матку, силой удерживающую на острове так необходимый ей биоматериал и пытающуюся возродить свой многоголовый улей. Мда, жутковатенько.

В лучших традициях литературы постмодерна, "В пьянящей тишине", или, если желаете, "Cold Skin" позволяет нам читать текст на разных плоскостях смысла, объясняя тем самым себе некоторые поступки и мысли героев, так ещё и дополняя специально допущенную автором недосказанность. Этим книга меня и очаровала. Я не очень люблю, когда автор водит читателя за ручку, по десять раз разжёвывая одну и ту же мысль (чем грешат большинство современных писателей). Потому произведение можно прочитать как оммаж на исторические события, как рассуждение о неотвратимости войн, либо увидеть странноватый, будто специально усложнённый и максимально пафосный хоррор (по мне, так похоже на "No One Lives Under the Lighthouse"), даже место для взаимоотношений между мужчиной и женщиной тут нашлось. Выбирай себе смыслы - не хочу.

Финал так и вовсе выше всяких похвал. Он гениальнейшим образом закольцовывает происходящее, доказывая в очередной раз, что события разворачиваются где-то в подсознании, а книга - вовсе не простенький ужастик с фантастическими элементами. Очень хорошее оказалось знакомство, даже не ожидала такого, хоть была наслышана как о произведении, так и о непосредственно авторе. Будет теперь дополнительная мотивация прочесть другие его работы, в том числе ещё одну необычную новинку - Побежденный .