Больше рецензий
14 декабря 2024 г. 18:15
435
4 «То, что мы строим сейчас, в темноте, на руинах, – это может быть всё, что угодно».
РецензияКраткая аннотация книги показалась необычной, подумалось, что неплохой должен быть сюжет у такой идеи. В итоге могу сказать, что мне понравилась книга больше, чем прочитанный ранее «Уцелевший» от этого автора. К тому же, алкоголики/наркомоны, зависимые от различных веществ или допустим, игр – это не ново, много где встречается, а вот сексоголики – это нечто своеобразно-новенькое, по этой причине также было любопытно ознакомиться. Что ж, секса в книге оказалось предостаточно и он материный, грубый, жизненно-реалистичный, так сказать, но в общем-то другого и не ожидала тут увидеть. Так что ничего удивительного.
И автор прав в том, что написал в начале – в реальной жизни знаться с таким человеком, как Виктор – мало приятного. Однако почитать занятно.
Книга состоит не только из секс-зависимости. Отчасти и про странные отношения главного героя с матерью. Та выдавала достаточно нестандартный фраз, да и поступков. Но наверно больше других запомнилось её изречение из начала книги: «Искусство рождается только от горя. И никогда – от радости». И это правда, да. Ну и присутствовала небольшая тайна рождения-появления Виктора, которая раскрылась ближе к завершению, и по ходу чтения у меня промелькнула мысль, как всё могло бы тут быть на самом деле... и в итоге так оно и оказалось.
Помимо матери в книге имелся дружбан Виктора по имени Дэнни – тоже странно-своеобразный чел. Мало интересный при этом, однако в это истории с камнями было нечто необычно-завороживающее... И вот это изречение, связанное с мини-историей с камнями могу отметить: «Я просто хочу, чтобы жизнь не проходила впустую, говорит Дэнни. Как проходит вся наша жизнь. Как она испаряется на диване перед телевизором, говорит Дэнни. Он говорит, ему хочется, чтобы каждый день его жизни был чем-то отмечен. Хотя бы камнем. Камень – это что-то реальное, ощутимое. Такой маленький памятник каждому проходящему дню».
Также, поворот в конце книги с Пэйдж – это было внезапно и любопытно, и такого не ожидалось. Недурно автор вывернул, это мне понравилось. Ну и тоже этакая своеобразная героиня получилась, можно смело сказать.
Касательно Виктора как персонажа. Ну, он казался мне искусственным почему-то, но в чём-то можно было пожалеть, а в чём-то и понять. Например, его размышления о пристрастии: «Зависимость тем хороша, что ты не чувствуешь ничего, кроме блаженного опьянения, или прихода, или приятного насыщения. А по сравнению с другими чувствами и ощущениями, – скажем, с печалью, яростью, страхом, тревогой, отчаянием и унынием, – она вообще кажется чуть ли не оптимальным выбором». С одной стороны зависимости – это негативно/разрушительно. Но с другой стороны, это же правда.
Одновременно с секс-зависимостью у Виктора явно присутствовала и потребность в любви/понимании/принятии, по его же собственной фразе: «Я просто хочу быть кому-то нужным. Нужным и необходимым. Мне нужен кто-то, кому я мог бы отдать всего себя – всё своё свободное время. Всё своё внимание и заботу. Кто-то, зависимый от меня. Обоюдная зависимость». А с другой стороны – он сам осознавал, что его отношением к другим и образом жизни это невозможно, а может и в принципе нереально, это видно из другого его суждения: «Мы живем, а потом умираем. А всё остальное – иллюзии и самообман. Чувства и сантименты нужны только глупым бабам. Никаких чувств не бывает. Всё это субъективные выдумки. «Для души». А никакой души нет. И бога нет. Есть только наши решения, болезни и смерть».
Ну, и его ресторанные розыгрыши отмечу. По сути в них заключалось и желание легко зарабатывать не напрягаясь, и желание поддержки/заботы, и опять же – тоже определённого рода зависимостью они были. Что полностью выражено автором в этой сцене: «Кто-то будет стучать тебя по спине, как врач стучит по спине новорождённого младенца, потом у тебя изо рта вылетит кусок недожёванного мяса, и вы оба, – и ты, и твой пока ещё незнакомый спаситель – рухнете на пол. Ты будешь рыдать, и кто-то скажет тебе, что всё обошлось. Что теперь всё нормально. Ты живой. Тебя спасли. От верной смерти спасли. Кто-то прижмёт к груди твою голову и будет качать тебя, как ребёнка. Теперь ты его ребёнок и он за тебя в ответе. И потом этот человек, который тебя спасёт, будет писать тебе и звонить. Слать открытки и, может быть, чеки. Кто бы он ни был, он будет тебя любить. Он будет так гордиться тобой. Потому что ты дал ему повод гордиться собой».
Подведём краткий итог: Чак Паланик не особенно манит, но и не вызывает отторжения. Думаю, ещё бы парочку его произведений в таком вот стиле чернушной реальности я бы заценила. Есть две истории, которые судя по краткой аннотации могли бы мне зайти, по возможности позже попробую ознакомиться.