Больше рецензий

16 декабря 2024 г. 20:25

29

3 Оценили нас, конечно, похуже, чем я эту книгу (я карачаевка)

С недавних пор начала интересоваться своими корнями, источников предостаточно, но тут одно из двух: или они сомнительного содержания (не доверяешь ссылкам/ссылок просто нет), или написаны в не научно-популярной манере (продирайся через текст как хочешь). Например, эта книга до сих пор продается в дореволюционном издании, что даже интересно, и читать такой шрифт несложно, стоит только привыкнуть. Но при описании географических особенностей было бы удобнее иметь дело с метрами-километрами, а не верстами-вершками-локтями-пр.
Теперь же о содержании. Я не эксперт по своей нации, но, так как живу среди карачаевцев, время от времени слышу разговоры о старых временах, об обычаях. И мне бы хотелось, чтобы наша культура тех времен описывалась хотя бы в нейтральной манере. Потому что эту самую культуру другие исследователи и путешественники из других стран оценили довольно высоко. А в работе Сысоева и музыка с танцами у нас как у дикарей, и язык скудный, и жилища грязные. Это нонфикшен, а не художка все-таки, осторожнее с оценками.
При этом, нехотя, все же отмечает Сысоев, что всегда к нему были исключительно гостеприимны. Именно что нехотя.
И что цепляет глаз каждый раз - "по словам осетинцев". Молодец, Сысоев (у осетинцев, кстати, есть фамилия Сисоев), - пообщался с осетинцами, подружился, наверняка они славные ребята, но как ученый не должен ли был ты сохранять нейтралитет и бесстрастность?
И все же этнография мне понравилась, потому что там были описаны детали тогдашнего быта, которые мне (не знатоку) кажутся правдивыми. Дома из сруба с окном-трубой на потолке, крыши покрывали глиной и землей - из них потом росли травы и даже деревья (ну прям как у хоббитов!). Неутомимость в горных походах даже у стариков. Ну и многое другое.
Хотелось бы пояснить следующие моменты:
1) Мы не называем всех птиц "птица", есть свои названия, например, для орлов, петухов, цыплят, уток (я сама плохо знаю свой язык, ассимиляция делает свое дело).
2) Я не знаю, насколько чистоплотными позволяла быть жизнь в землянке, но не могу поверить, чтобы карачаевцы жили в грязи. Потому что все карачаевцы, которых я знаю (не только родственники), помешаны на чистоте - не дай Аллах кто-то в гости придет, а в доме не прибрано. И так было еще до депортации карачаевцев в 1943 году: как ни сядешь рядом с дряхлой бабушкой, нет-нет да услышишь, как мать ударила дочь за то, что мимо мусора прошла, не подобрала (осуждаю) или как девушка считалась завидной невестой благодаря своей хозяйственности.
3) Исконно карачаевскими считаются медленные и плавные танцы, а не танцы "дикарей". Мне вот с детства карачаевские танцы казались скучными, а черкесские, наоборот, живыми, огненными. Может, тогда, когда Сысоев посетил их, они были в моде, кто знает. Кавказские народы рядом, многое друг у друга перенимают, даже сейчас на свадьбах тетки сидят и судят девушек, которые неправильно, не по-карачаевски танцуют.
Поэтому весьма и весьма сомнительное суждение о нашей культуре у Сысоева. Книгу все же рекомендую, но надо бы ее дополнить еще другими для более внятного представления о нации, так сказать. Я люблю посмеяться над другими и над собой, поэтому мне было весело и интересно читать это.