Больше рецензий
18 декабря 2024 г. 09:53
Лучшее на Лайвлибе
260
5 Для того чтобы развязать войну, достаточно желания одной стороны
РецензияФэнтези-роман Толкина «Властелин колец» сразу после публикации стал культовым и сохраняет свою актуальность до сих пор, даже сами The Beatles хотели участвовать в экранизации книги. Кинотрилогия Питера Джексона получила 17 премий «Оскар», а печально известный сериал по мотивам, вышедший в 2022 году, стал менее удачным, но не будем о грустном. Чем же примечательна книга?! — Будем разбираться.
История создания
Толкин начал работать над «Властелином колец» в 1937 году, одновременно создавая «Сильмариллион», сборник различных мифов, который и стал основой для вселенной «Властелина колец». Новый роман должен был продолжать историю, начатую в «Хоббите, или Туда и обратно» — о приключениях Бильбо Бэггинса с гномами. Писатель планировал продолжить повествование о Бильбо в следующей книге, но в итоге создал нового героя — Фродо Бэггинса, племянника Бильбо. Первоначально Толкин хотел изложить всю историю в одной книге, но издатели сочли её слишком объёмной и его необходимо разбить на части; была и ещё одна причина: после войны бумага была в дефиците, поэтому публиковать книгу по частям оказалось выгоднее. Так появились книги The Fellowship of the Ring, The Two Towers, The Return of the King — в русском переводе «Братство кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля» соответственно. Сам автор был против такого разделения, поскольку считал трилогию единым целым.
Толкин работал над «Властелином колец» в течение целых 17 лет. Роман-эпопея был опубликован в 1954 году, когда мир уже пережил Вторую мировую войну, и многие читатели увидели в книге отражение ужасающих событий первой половины XX века. На Толкина, как и на многих писателей его времени, значительное влияние оказала Первая мировая война. Он участвовал в битве на Сомме, где погибли его друзья, а сам он заболел окопной лихорадкой — заболевание сильно повлияло на его здоровье, и позже Толкин был освобожден от военной службы. Из-за того, что Толкину пришлось пережить Первую мировую войну, его часто приравнивают к писателям потерянного поколения — Хемингуэю, Олдингтонуи Ремарку, однако не все исследователи соглашаются с этим, поскольку потерянное поколение писало о войне прямолинейно, их герои зачастую были внутренне сломлены и обречены, они непрестанно пьют, а концовки в таких романах редко бывают счастливыми.
Во «Властелине колец» мы видим надежду на то, что всё закончится хорошо, и добро у Толкина действительно побеждает зло. Многие читатели проводят параллели между событиями книги и реальностью мировых войн. Например, некоторые видят в назгулах аллегорию на бомбардировщики — сам Толкин был против таких интерпретаций, говоря, что спрашивать о том, являются ли орки коммунистами, столь же абсурдно, как утверждать, что коммунисты являются орками. Однако из писем Толкина к сыновьям можно понять, что он не был аполитичен: в них писатель упоминает «треклятого невеждешку» Адольфа Гитлера и «кровожадного убийцу» Иосифа Сталина.
Идея
Чтобы понять задумку автора, вспомним, как Толкин определил жанр «Властелина колец» — он называл его «эссе по лингвистической эстетике». По словам Толкина, его труд представляет собой единое целое и вдохновлён лингвистикой. Он писал истории лишь для того, чтобы создать мир, в котором говорят на выдуманном им языке, а не наоборот. Толкин говорил, что вообще предпочёл бы писать на эльфийском. Будучи лингвистом, Толкин заметил, что любое слово скрывает в себе мифологию. Именно из этой идеи и появилась первая история о Средиземье. Произошло это совершенно случайно: будущий писатель тогда преподавал в Оксфордском университете, проверяя студенческую работу, он записал на обратной стороне листа: «В норе под горою жил да был хоббит». Слово «хоббит» возникло спонтанно, до того момента его не существовало. Тогда Толкину захотелось понять его происхождение. Для этого ему пришлось написать целую повесть «Хоббит, или Туда и обратно». Получается, что логика создания текста оказывается перевёрнутой. Мы привыкли, что слова служат средством, с помощью которого рассказывается история. У Толкина же всё наоборот: «в начале было слово», историю он рассказывает только для того, чтобы это слово употребить. Получается, что история оказывается средством применения языка. Таким образом, Толкин как бы реконструирует некую реальность, заложенную в самом языке. Эта реальность для него оказывается первичнее нашей. Например, Венеция напоминает ему Гондор, а не наоборот. Так возникает мифология «Властелина колец».
Мифология «Властелина»
Толкин был специалистом по древнеисландскому и англосаксонскому, то есть древнеанглийскому языкам. Также он изучал германо-скандинавскую мифологию. Вспомнить хотя бы эльфов и гномов, ведь похожие персонажи присутствовали в «Старшей Эдде», сборнике древнеисландских песен о героях скандинавской мифологии. Альвы — духи природы, напоминают эльфов; цверги похожи на гномов — низкорослые существа, которые живут под землей, создают магические предметы и искусно работают с полезными ископаемыми.
Во «Властелине колец» Толкин через мифологию показывает неизменность человеческой сущности. Разрушительная природа человека, которая проявила себя так ярко в двадцатом веке, упоминалась ещё в древних мифах. Человек во все времена жаждал власти, и чем больше возможностей он обретал, тем страшнее оказывались последствия.
Писатель жил в веке научных открытий. Тогда, на рубеже XIX и XX столетий, научно-технический прогресс сулил человеку грядущее благополучие. Однако с развитием технологий появились не только бытовые приборы, которые упрощали жизнь, но и всё более опасное оружие, несущее смерть, например, в битве на Сомме впервые были использованы танки. Оказалось, что научное развитие, технический прогресс не могут гарантировать безопасность человеку, скорее наоборот. Ведь они привели к созданию химического и ядерного оружия. Кстати, некоторые исследователи в кольце всевластия видят намёк на ядерную бомбу. Толкину не очень нравились многие достижения прогресса, даже автомобилям он предпочитал велосипеды.
Во «Властелине колец» ярко отразилось его мировоззрение, не случайно книга стала так популярна среди хиппи. Так Шир, где живут хоббиты, представлен царством природы, он расположен на плодородной земле, и полурослики занимаются в основном сельским хозяйством, они далеки от политики и ведут размеренный образ жизни. В их сообществе у каждого есть своя точка зрения и свои причуды, но при этом все они живут дружно. Их мирному существованию препятствует зло, обитающее в техногенном мире Мордора, природа здесь умирает, остались только неприхотливые мхи, низкорослые деревья и шипастые кустарники. В образе этой чёрной страны выразилось негативное отношение Толкина к индустриализации.
Вечное зло
Изначально борьба хоббитов кажется обреченной на поражение. Зло слишком сильно, но несмотря ни на что герои доходят до финала и побеждают. Их сила заключается в их доброте, им удается одержать победу, потому что они совершают, казалось бы, нелогичные поступки, которые зло никак не может понять и предугадать, ведь ему непонятны сострадание, жертвенность и прощение.
На протяжении всего повествования мы наблюдаем за внутренней борьбой двух хоббитов — Сэма и Фродо, которые пытаются сопротивляться воздействию кольца. Здесь значимым персонажем становится Голлум, одержимый своей «прелестью», Фродо мог бы его убить, узнав о предательстве, но проявляет милосердие и не делает этого. В конце романа, в жерле Роковой горы, Фродо не в силах бороться и надевает кольцо. Тогда Голлум откусывает ему палец и падает с кольцом в пропасть. В этом эпизоде мы явно видим обращение к евангельскому тексту: «Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну» [Евангелие от Матфея, Глава 5, стих 30]. Это неудивительно, ведь Толкин был религиозным человеком. Несмотря на то, что во «Властелине колец» нет единой божественной концепции, неизменно присутствует некое пророчество, и то и дело проскальзывают отсылки к Библии.
Во «Властелине колец» Толкин воплотил свои научные интересы и мировоззрение — от лингвистики до антииндустриализма. Он сконструировал целый мир со своими законами, мифологией и языком, и наконец нашёл ответ на вопрос, кто же такой хоббит.
Комментарии
Спасибо за рецензию!