Больше рецензий

20 декабря 2024 г. 15:29

633

3

People who claim that they're evil are usually no worse than the rest of us... It's people who claim that they're good, or any way better than the rest of us, that you have to be wary of.

"Злая"  - это переосмысление классической истории из палаты мер и весов, показавшее всем известные события глазами злодея задолго до того, как это стало мейнстримом. Имея в качестве фона невероятно проработанный фантастический мир, сотрясаемый политическими неурядицами, история Злой ведьмы Запада - это эмоциональные американские горки, которые заставляют проникнуться жалостью к главной героине Эльфабе в один момент и презирать ее в следующий. Магуайр отлично понял то, что до сих пор недоступно большинству сценаристов, ответственных за пересказы классических диснеевских историй в похожей манере: цель таких проектов не в том, чтобы оправдать злодея, а в том, чтобы создать новую обзорную точку для осмысления событий известного произведения. У Эльфабы столько недостатков, что ее не исправит и могила, и именно это делает "Злую" настолько увлекательной.

При всем при этом, Магуайр слишком увлекся политикой страны Оз. Вся эта линия достаточно неровная: герои тратят слишком много времени, обсуждая несправедливые законы, государственные перевороты и социальное неравенство, однако в конечном счете большинство из этого не имеет на их сюжетные линии никакого значительного влияния. Все эти диалоги служат в основном лишь для знакомства читателя с лором, но знакомство это обходится достаточно дорогой ценой проседающей динамики повествования. Единственный персонаж, развитие которого напрямую связано с политикой, это сама Эльфаба, хотя и в ее сюжетной линии достаточно политических ружей, которые так и не выстреливают. Кстати сказать, достаточно иронично сейчас читать о том, какой выговор получила Эльфаба за свой активисткую деятельность от тех, за чьи права она боролась, памятуя о проклятиях, которые сыпались и продолжают сыпаться на Джоан Роулинг за точно такой же сюжетный поворот с Гермионой в "Кубке огня" - времена и правда меняются.

Еще один сомнительный аспект "Злой" - внезапная чувственность некоторых сцен. Порой она на своем месте (например, при рассказе о матери Эльфабы, чья сексуальная неразборчивость важна для сюжета), иногда же она совершенно неуместна (описание достаточно взрослого ребенка, сидящего на коленях у матери и гладящего ее сосок). Секс, конечно, увеличивает продажи, но не в подобных случаях.

В целом, "Злая" - это по-настоящему захватывающая история и отличный пример толкового переосмысления классического сюжета.