Больше рецензий
23 декабря 2024 г. 17:57
38
4
РецензияЭту книгу в обязательном порядке над читать всем лицам, занятым в производстве кино или тем, кто еще только постигает азы в училищах, институтах и лицеях. А именно, вторую часть книги, посвященную кинопроизводству и важности "сплоченности" коллектива на всех этапах, методы работы со сценарием, музыкой и прочие насущные задачи. Разбираются проблемы на примерах фильмов Пырьева и других режиссеров, удачные и неудачные решения, рабочие моменты.
На первый взгляд, казалось было бы правильней вместо актера, исполнителя роли, пригласить опытного певца. Однако такие замены почти всегда оказываются неудачными, так как нередко сразу за исполнением песни, а иногда и во время его актер разговаривает с партнером, и при переходе от пения к диалогу зритель легко обнаруживает разницу голосов певца и актера - чувствует фальшь, подделку. Кроме того, сами актеры всегда искренней, душевней исполняют песни близкого им образа, чем это может сделать не снимающийся в фильме певец. Вот почему во всех музыкальных фильмах, которые при удалось поставить, за редким исключением, все вокальные номера исполнялись теми же актерами, которые играли роли.
Первая часть книги состоит из биографии Пырьева, его сельской крестьянской жизни, участие на фронте, мытарства после первой войны и своего места в социальной жизни: голодные времена, разная работа, учеба и игра в постановках его театрального кружка. Тут много ценных советов, которые может почерпнуть для себя каждый творческий человек, обрести силы и уверенность в себе, желание двигаться дальше в своем творческом труде.
Все те проблемы, с которыми сталкивались в кинопроизводстве в 1920 - 1960 годы и по сей день существуют. Пырьев приводит причины, почему не удаются те или иные фильмы. Основная причина в том, что режиссер снимает для себя и забывает о конечном потребителе, зрителе, его насущных проблемах. Даже сейчас большинство сериалов и фильмов - это о содержанках, чиновниках в разгуле, "хороших" белогвардейцах и проблемах богачей. Себя обычный зритель не увидит, ни своей окружающей жизни, разве что в дешевых комедиях "Елки", "Горько", где смеются над его убогостью и жалкой жизнью.
Зритель у нас культурный, умный, и нам нужно не отмахиваться от его мнения, а прислушиваться к нему, глубоко уважать и изучать.
Вместо этого некоторые наши критики и режиссеры в связи со схоластической дискуссией об "интеллектуальном кино" и беспокойством за частое несовпадение их оценок целого ряда картин с оценкой широких кругов зрителей впали в другую крайность. Они стали помышлять о специальных пояснениях зрителю "мудреных", якобы новаторских картин, и дошли даже до того, что стали настаивать на открытии для наиболее "интеллектуальных" зрителей специальных кинотеатров. То есть, попросту говоря, предлагали разделить советского зрителя на "элиту" и "массу". При этом кое-кто из весьма ученых кинотеоретиков стал утверждать, что киноискусство не обязательно должно быть общедоступным и массовым...
Наши картины должны не только воспитывать своим содержанием, но и увлекать зрителя яркой, занимательной формой, богатством человеческих характеров, созданных глубоко правдивой игрой актеров, мастерским изображением красоты природы, красотой национальных особенностей быта, обычаев и фольклора народов нашей Родины.
Минус книги в том, что она написана в две колонки, как газета. Непривычно читать.
Итог:
Жаль, что Пырьев не успел дописать эту книгу и рассказать о съемках "Идиота" 1958 года (вкратце, затронул момент, как он нашел на роль князя Мышкина - Юрия Яковлева, тогда только выпустившегося из Щукинской школы при Вахтанговом театре), совсем не коснулся "Белых ночей" с Марченко 1959 года (по понятным причинам, видимо, не желал ее вспоминать после всего произошедшего между ними), "Братьев Карамазовых" 1969 года (в конце книги прилагается "предисловие" к данному сценарию), "Свет далекой звезды" 1965 года, "В шесть часов вечера после войны" 1944 года.
В противовес, какие фильмы затронуты?
Кратко: "Посторонняя женщина" 1929 года, "Сказание о земле сибирской" 1948 года, "Кубанские казаки" 1950 года, "Свинарка и пастух" 1941 года.
Подробно: "Партийный билет" 1940 года, "Трактористы" 1937 года, "Конвейер смерти" 1933 года, "Богатая невеста" 1937 года.
Упоминание чужих фильмов и их разбор: "Чапаев", "Три танкиста", "Броненосец Потемкин", "Большая семья".
Творчество режиссера кино поистине необычно увлекательно и многогранно. Он вдохновляет сценариста замыслом или яркой мыслью. Он вдохновляет художника, поэта, музыканта на создание образов средствами выразительности разных искусств. Он едет в далекие края изучать жизнь, быт, выбирать места натурных съемок. Он, как педагог, настойчиво репетирует с актерами, отрабатывая тончайшие нюансы. Он изучает в архивах и музеях исторические документы, беседует с консультантами. На съемочной площадке - на натуре или в павильоне - он командует тысячной массовкой, вдохновляет людей, увлекает их, а иногда, если нужно, и развлекает, чтобы расположить к себе и добиться нужного результата...
Истинная сила режиссерского таланта не только в том, что он знает, как построить драматургию сценария, мизансцену или как надо работать с актером, как создать необходимую атмосферу эпизода, а прежде всего в том, любит и он жизнь и человека, любит ли свой народ и все то новое, что происходит в жизни его страны.