Больше рецензий

Tanjakr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 декабря 2024 г. 22:28

185

3.5

Мемуары представительницы "интеллектуальной элиты" (согласно вики) и "богемы". Женщина фантастической энергии на протяжении всей жизни.

Книга состоит из двух частей, написанных в разное время.

Первая:

Золотомолодежности навалом, интеллекта не заметно, гонора можно бы убавить.

Хронология - по мужчинам. Несчастная женщина, которая, хорохорясь, пытается делать вид, что весь этот бордель с мордобитем - это нормально, ведь у других еще хуже. Все люди вокруг нее абсолютно одинаковые, поэтому к третьему мужу разобраться в этой толпе "призраков" (она сама так называет второго мужа) становится трудным делом, а в их отношениях - невозможным. Попытки проследить кто, где, когда обречены на провал. При этом сама Пегги производит впечатление меланхолической "фемминистки", которая готова на все, чтобы муж ее не бросил.

После всего этого встает вопрос: были эти люди действительно талантливыми, интеллектуалами, способными показать новый путь развития, или их значимость определилась принадлежностью к одной тусовке. Не удивительно, что ее дочь - тоже художница.

Много об отношении к деньгам: их не считают, тратя на удовольствия, но экономят каждый цент на чаевых и нянь, вплоть до скандалов и мордобития, регулярно. Затем она перестает экономить и оставляет каждому экс по недвижимости.

Во второй части уже постаревшая Пегги пытается вырубить топором написанное и сообщает, что "за указанный период (15 лет) времени у меня был всего один муж и два любовника". Может, деменция, но выглядело совсем иначе (каждый встречный). Вторая часть совсем не похожа на предыдущую: это сознательное, серьезное создание монумента как куратору, коллекционеру, меценату, основателю музея. Я так долго этого ждала - и скучно. Она предлагает поставить точку на абстрактном экспрессионизме: "В XX веке уже достаточно гениев увидело свет; не стоит ждать других.", утверждает она в 1979 году, в восемьдесятлетнем возрасте. Потрясающая женщина, которая, очевидно, была непохожа ни на первую, ни на вторую автобиографические версии, стоит лишь взглянуть на фото.

Несмотря на сумбур, и первая, и вторая части хорошо передают дух эпохи, дух тусовки. И дух места.

Когда Пегги начинает писать об архитектуре, искусстве, Венеции (даже эссе про город в приложении прочитала с удовольствием) - это получается. Интересно про чтение - особенно, что читали в кругу модернистов и откуда выросла современная литература (не только Достоевский, но и Толстой. Особенно удивили мемуары жены Толстого). Лучшая глава - о ее галерее и Полоке (кажется, единственном мужчине, с которым она, по ее утверждению, не переспала). Да, она любила то, чем занималась. И одержима.