Больше рецензий
30 декабря 2024 г. 17:46
285
4
РецензияНаверное, единственное «большое» (по формату) «взрослое» произведение Юрия Олеши. Главный герой (повествование ведется от первого лица) Николай Караулов – человек, который считает себя гениальным, созданным для чего-то большого и глобального. В реале – серый завистливый неудачник, которого пьяным подбирает на улице из чувства человеколюбия Андрей Бабичев – начальник пищевого треста. Из оптимиста и жизнелюба Бабичева брызжет фонтан идей - и он успешно их реализовывает: запускает в массовое производство качественную (70% говядины) колбасу, строит огромную столовую, в котором за небольшую сумму можно будет хорошо пообедать. Бабичева любят, Бабичева выделяют, Бабичева награждают. Это вызывает жуткую зависть у Караулова, считающего Бабичевские идеи низменными, в отличие от своих непонятных даже самому главного герою «хрустальных мостов». На почве ненависти и осуждения Караулов сходится с братом Бабичева – Иваном, бездельником и дешевым популистом, утверждающим, что он создал невиданную сверх-машину Офелию. В итоге, захлебнувшись в своей желчи, Иван и Николай скатываются в бытовую пошлость и мерзость.
Пожалуй, главное в романе – это стиль, это великолепный язык, которым излагает эту незатейливую, в общем-то, историю Юрий Олеша. При этом автор не сооружает искуственных красивых словообразований, все получается естественно и красиво. Самое любопытное, что эту красоту автор вкладывает в уста неудачника Караулова. Но тот и не думает реализовать этот свой дар во что-либо. Есть мнение, что в Караулове Юрий Олеша частично описывал себя как человека, не нашедшего себя в новой жизни. И на какой-то писательской конференции бичевал себя как «лишнего». Как жаль, много ли кто еще мог (и может) так писать?