Больше рецензий

Tanjakr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 января 2025 г. 01:21

171

4

Книга написана в 1968 году профессиональным археологом.

Автор ставит перед собой задачу очистить наследие кельтов от позднейших напластований, склоняясь к идее: "мы знаем, что мы ничего не знаем". Пигготт согласен признавать только археологические свидетельства, с осторожностью - эпиграфические и с недоверием - письменные. Тем более, что, по его мнению, все письменные свидетельства восходят к одному источнику - Посидонию.

Автор педантично рассказывает про археологические находки, сделанные к моменту написания книги, особое внимание уделяет впечатляющей наглядности аэрофотосъемки: планировке святилищ ("двойной квадрат"), священных оград, ритуальных шахт, в иллюстративном приложении много фотографий мелкой пластики с описаниями.

Святилища находились на далеком расстоянии от поселений,  на лесной поляне, возможно окруженное земляным валом или деревянной оградой.

Благодаря археологии подтверждено, что многие кельтские обряды отличались жестокостью. Характерным является "культ отрубленной головы". "В Рокепертузе (департамент Буш-де-Рон) такое святилище располагалось на вершине пятиступенчатой лестницы, а перемычки поддерживались столбами с нишами для черепов, которые увенчивались большим скульптурным изображением птицы. В нем содержатся статуи сидящих на корточках людей (в натуральную величину). Такая поза соответствует кельтской традиции, что отмечает Посидоний".

Многочисленные вотивные предметы находят по всему кельтскому миру в водоемах. Автор считает, что этот факт связывает кельтский культ загробного «подземного» мира с водой и родниками.(Хотя он и против толкований и домысливаний, себе иногда позволяет).

Похоронные обряды поражали римских современников роскошью: "В могилах мужчин часто находят четычетырехколесные повозки и воинское снаряжение, свидетельствующие о том, что в загробном мире также будет сохранен и признан навечно их статус. В ряде могил непосредственно доримской бельгийской Британии заготовлена не только провизия для загробного пира вождя, но и двойные железные подставки для котла и амфоры, объем которых соответствует содержимому нескольких дюжин современных бутылок." По мнению Пигготта, это свидетельствует о вере в то, что после смерти жизнь продолжается такой же, какой она была раньше.

Географически к кельтскому миру автор относит всю западную Европу (вместе с германцами, хотя о них почти не пишет) и частично Малую Азию:  "Европейские варварские народы той эпохи можно грубо разделить на две основные группы: скифы на северо-востоке и кельты на северо-западе. Иберы занимали далекий западный полуостров, а некоторое число безымянных племен, гипербореи в том числе, располагались за пределами скифской и кельтской территории. С момента основания колоний на Черном море, то есть с VII века до н. э., слухи замещаются прямыми контактами. На западе то же произошло с основанием Массалии (современный Марсель) около 600 года до н. э." Кельты активно взаимодействовали с соседними народами: "... сведения о миграции кельтов, начиная с их рейдов в Италию на пороге IV века до н. э. Кельтские разбойничьи шайки появлялись в Балканах, доходили до Дельф и в конце концов в 279-278 годах до н. э. основали поселения галатов в Малой Азии. Кельтские наемники служили в гречегреческих войсках на Сицилии (368 г. до н. э.) и в Египте (274 г. до н. э.).". Кельтская культура удивительно однородна, при этом британский и ирландский варианты имеют своеобразные черты. Основное внимание уделено галльскому, британскому и, отдельно ирландскому (как неподвергнувшемуся римскому влиянию) вариантам.

В последней части Пигготт тщательно собрал материалы об изменении отношений к кельтам и, в частности, друидам, с эпохи возрождения до наших дней. Он следует традиции рассматривать смену взглядов в соответствии с доминирующим "«жестким» и «мягким» примитивизмом" (и тут приходится продираться через сравнения с индейцами и таитянами). Мы видим кельтов то жестокими, то романтичными, то экзотичными, то смешными. Наше современное популярное представление основано на этих фантазиях: "нет никаких свидетельств того, что такие кельтские культовые постройки связаны со Стоунхенджем или схожими с ним памятниками предыдущего 2-го тысячелетия до н. э.", "никаких изображений древних друидов не существует".

Клуб "Осторожно, историки!"

Марафон Колесо истории. Англия.