Больше рецензий
7 января 2025 г. 09:37
125
5 Жизнь — всего лишь партия в го!
РецензияОх, четвертая книга года и уже 10 из 10. Закончила я читать, просто обливаясь слезами, а начиналось довольно тяжело. Но в какой-то момент книга затянула в себя, что я читала как примагниченная и не могла оторваться до финала. И он меня размазал.
Повествование ведется от двух персонажей. Он — японский офицер, она — юная девушка, живущая в городе Тысячи ветров в Манчжурии. Судьба ведет их друг к другу, точнее к столу для игры в го. Происходит всё в 1936 году, в преддверии войны между Японией и Китаем. А до этого, в 1931 японские войска захватили северо-восток Китая, Манчжурию, где создали марионеточное государство. В такой обстановке и развиваются все события.
Начну с текста. Как же красиво это написано. Текст очень лаконичный и емкий, поэтичный, с прекрасными описаниями и сравнениями. При этом достаточно отстраненный, как будто бы мы наблюдаем за происходящим на неком расстоянии. Но в то же время он на столько откровенный, что иногда это меня пугало. Видимо, это особенность такая азиатских авторов. Главы здесь короткие, часто прям на страничку. Предложения тоже зачастую короткие. Это не дает заскучать, события развиваются динамично, постепенно погружая в историю.
Это исторический роман, всё это было в реальности. И от этого просто волосы дыбом и мурашки по коже. Потому что описываеттся здесь такой ужас, что не хочется даже это представлять. Особенно всё это ощущается в линии японского офицера. Сколько здесь жестокости, мы видим военные действия, пытки и допросы. Не зря говорят, что японцы по части кровожадности давали фору немцам. Также очень много отводится гейшам и ублажающим женщинам. Главный герой верит, что если он отдал себя войне, то нет никакого места любви. Отсюда и все эти беспорядочные связи. Хотя это война, такое там было сплошь и рядом. И если сначала офицер бесил меня, то потом как будто начинает проступать под оболочкой человечность. Он не может не то что участвовать, а даже смотреть на пытки и допросы. Начинает понимать, что что-то тут не так.
Подробнее об историческом фоне.
18 сентября 1931 года Япония начала интервенцию в Маньчжурию. Поводом для вторжения послужил взрыв на путях принадлежавшей тогда японцам Южно-Маньчжурской железной дороги в районе Мукдена (ныне Шэньян). В инциденте обвинили китайских военнослужащих, хотя позже выяснилось, что провокацию организовали офицеры японской Квантунской армии.
В считанные месяцы японские войска установили контроль над всем регионом. На захват Маньчжурии у японцев ушёл остаток осени и зима. К середине февраля 1932 года она полностью была в руках Квантунской армии.
Там японцы создали марионеточное государство Маньчжоу-Го.
Еще меня убивает самомнение и чсв японцев. Китайской истории тысячи лет, японской в разы меньше, но как же, они круче во всем, а китайцы какие-то отсталые и ничего не понимают вообще. А они то знают, как жить надо.
Древняя китайская цивилизация за тысячи лет своего существования вскормила множество философов, мыслителей и поэтов. Но ни один из них не понял уникальной силы смерти.
Только наша, куда менее богатая, культура познала главную истину: действие подразумевает смерть; смерть и есть действие.
Легенда гласит, что эту удивительную игру придумали в Китае четыре тысячи лет назад. В ходе слишком долгой истории культура ее истощилась, го утратила не только утонченность, но и изначальную чистоту. Игра пришла в Японию несколько сотен лет назад, над ней размышляли, ее улучшали, и она стала божественным искусством. Моя родина в очередной раз доказала свое превосходство над Китаем.
И вот на фоне этого растет наша главная героиня. Ей 16, как раз тот возраст, когда девушка начинает познавать себя и ощущать женщиной. При этом она достаточно необычная для Китая того времени, более свободных взглядов, не желающая выходить замуж, а тем более по договору между родителями. Она отдает свою девственность молодому парню, хотя знает, что после этого ее уже не возьмут замуж, так как девушка должна быть чистой. Там еще образуется такой треугольник, она и два друга Минь и Цзин, отношения у нее начинаются с первым, но и второй влюблен в нее. Но оказывается, что они состоят в движении мятежников и революционеров, что приводит к печальным последствиям, как и интимная связь между главной героиней и Минем.
Читая эту книгу, понимаешь, какой же это ужас, война. И главный герой проходит такую трансформацию. Он якобы делает благое дело, за императора, за Японию. Хотя, блин, это ваша страна вторглась в другую и наводит тут свои порядки! Тоже самое потом будет с Германией, было с Великобританией, тем же промышляют США. Но все-таки приходит понимание, что обычные люди — просто пешки, умирающие непонятно за что, за какую-то мнимую идею. И роман хорошо показывает, что нет какой-то одной верной идеалогии, а ее навязывание не приводит ни к чему хорошему.
Белое стало черным, патриоты сидят в тюрьмах вместе с насильниками и убийцами, иностранные солдаты маршируют по нашим улицам, и мы благодарим их как хранителей мира и покоя. Возможно, и моя жизнь пошла наперекосяк из-за беспорядков во внешнем мире?
А тут просто хотелось стоя аплодировать главной героине. А отцу ее хотелось по бошке настучать. И попадаются же многие страны до сих пор на этот крючок.
Отец рассержен. Он терпеть не может моего равнодушия к чужим цивилизациям. Он считает, что культурный эгоцентризм губителен для Китая.
Я взрываюсь:
— Ненавижу англичан — они дважды воевали с нами, чтобы продавать здесь опиум, запрещенный у них на родине. Терпеть не могу французов — они разграбили, разорили, а потом сожгли Весенний Дворец, жемчужину нашей культуры. С тех пор как японцы диктуют, как нам жить, все в Маньчжурии только и делают, что болтают о прогрессе и экономическом росте. Я ненавижу японцев! Завтра они завоюют весь континент, и вы вздохнете с облегчением — ведь раздавленный Китай избавится наконец от мракобесия.
Хоть и написано, что это любовный роман. Но он не о стандартной любви, где страсть и пух и перья. Он про единение душ. Ведь наши главные герои встречаются за игрой в го в парке. Они почти не разговаривают, не знают имен друг друга. Даже мы не знаем, как их зовут, почти весь роман, и только в конце узнаем имя девушки. Но между ними возникает незримая связь, между врагом и жертвой. Однако игра в го здесь не просто так, это не просто шахматы, каждый ход отражает душу человека, его эмоции и настроение. Поэтому главная героиня в какой-то момент начинает всё понимать и осознавать.
Каждый ход становится шагом в глубь души. Я полюбила го за лабиринты этой игры.
Позиция меняется, когда игрок делает ходы. Расположение фигур меняется, становясь все сложнее и запутаннее, первоначальный замысел никогда не сбывается. Го смеется над расчетом и бросает вызов воображению. Игра так же непредсказуема, как изменчивые облака, любой ход похож на предательский удар из-за угла. Игрок никогда не отдыхает, вечно пребывая настороже, действует все быстрее и свободнее, хитрит, помня, что ум его должен оставаться холодным и убийственно точным. Го — игра-обманка. Врага опутывают химерами ради единственной истины, имя которой — Смерть.
И вот такая отстраненность, неизвестность имен делает историю не личной, а общей и глобальной. Она показывает, к чему приводят ужасы войны. А концовка ставит финальную точку, разрывая сердце и вызывая просто поток слез.