Больше рецензий

literalina

Эксперт

Филологический дух

7 января 2025 г. 16:12

387

5

Культ страдания и культ оптимизма есть два безжизненных по своей сути состояния ума, две разрушительные позиции, которые повергают в крайности и причиняют одинаковый вред тому, что можно назвать полнотой мироощущения. Попытка определить всё происходящее в мире как зло или как благо равна попытке утвердить единственно возможный источник и результат человеческой деятельности, что не просто неправильно, но и невозможно. Жизнь и человеческая природа заключают в себе ту гармонию, которая складывается из непохожих, противоположных друг другу переживаний. Что есть желание детерминировать это многообразие, признать торжество лишь одной доминанты среди всех ощущений, если не упрощение и грубость? Когда сад полон разных видов цветов, будет нелепой ошибкой сказать, что в нем искусственно и незначительно всё, кроме роз. Сад души живёт всем, что может в себя вместить.

Вольтер, размышляя над философией оптимизма Лейбница и над его утверждением о том, что «всё — благо», избирает для полемики форму философской повести и создает «Кандида». Эта повесть остроумна, смешна, порой трагична, увлекательна и убедительна. Вольтер ярко иллюстрирует те сферы и явления жизни, которые занимают его: религиозное сознание, грубые стороны действительности, гуманность и антигуманность, любовь, влияние идей на умы и задачи разумного человека. Его критика беспощадна в своем стремлении обличить, и это одна из сильных черт его эстетики.

Строки Вольтера удивительно магнетичны, они очаровывают своей прямолинейностью, сатирическим настроением и проницательностью. Текст искрится живой мыслью, так что кажется, будто автор расположился напротив и с многозначительной улыбкой и пытливым взглядом наблюдает за твоими реакциями. Это произвело на меня прекрасное впечатление.

Персонажи философских повестей призваны воплощать конкретные идеи, в связи с чем они лишены глубокого психологического измерения, однако это не помешало мне сопереживать доверчивому Кандиду и желать для него лучшей судьбы. Просветительская модель «естественного человека» у Вольтера в лице Кандида несет черты уязвимости «чистого» разума перед лицом социальных условностей и заблуждений. Это еще не борьба, но уже неприятие. Панглос, воплощающий концепцию Лейбница о безусловном благе, нелеп в шаблонности и узости своих суждений, доведенных до крайности и проповедуемых с такой же безумной страстью. Но Кандид при всей своей наивности и неопытности оказался достаточно отважен, чтобы не соглашаться на сомнительные крайности и искать собственную правду.

Финал «Кандида» приобрел для меня большое значение. «Я знаю также, что надо возделывать свой сад», — эта фраза с ее прекрасным и глубоким символизмом отпечаталась в моем сознании, так как в ней я обнаружила свое отношение к жизни. Возделывать свой сад — значит создавать свой исключительный мир, наполняя его собственными смыслами, истинами и ценностями. Это значит направлять свою волю, силу и труд на сотворение личного счастья, которое является индивидуальной ответственностью каждого. Это лучшее, на что способен человек.

Telegram: literalina

Комментарии


достаточно занудное произведение


Совершенно не ощущалось таким для меня, но опыт у всех разный

когда после 20-й или 25-й истории в книге знаешь наперед, что герой произнесёт всё ту же нравоучительную фразу, трудно этим развлечься))


Я обычно не ищу в книгах развлечения, поэтому и в данном случае не обнаружила для себя проблемы, но Вашу точку зрения поняла) 
Понятно
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее