Больше рецензий

11 января 2025 г. 14:00

547

5 Так выглядит неизбежность и оправдаться не получится.

Не так часто попадаются истории, которые могут затянуть с полным погружением. И не оставить равнодушным в конце. Кафка действительно гениально сумел притянуть читателя к одной истории о странном процессе. Умышленно скрывая важные детали для понимания смысла романа. В 30 лет у Йозефа К. изменилась жизнь. Сложность для читателя в том, что мы не знаем , в чём вина Йозефа К. Здесь место догадкам и подсказкам, которые подбрасывает Кафка. На первый взгляд дикое недоразумение или грубая шутка (оказаться внезапно в качестве обвиняемого под процессом) превращается в психологические метания героя на протяжении всего романа. Признать вину, либо вечно затягивать процесс. Странная история. Почему канцелярия суда находится на чердаке жилого дома, куда жильцы выбрасывают ненужные вещи? Здоровье, психика и образ жизни Йозефа К. меняются в худшую сторону. А у процесса идёт какой-то свой ход, своя логика, скрытая от понимания. Чтобы защитить себя Йозеф К. решает написать отчёт о своей жизни, перечислить все свои поступки. Такая, своего рода исповедь, должная явиться... оправдательным приговором. Так он движется по кругам своего процесса, затягиваясь в воронку странных и безликих процедур. Здесь и абсурдность правовой системы, бюрократия по которой Кафка прошёлся ещё в "Замке", и адвокаты, которые абсолютно беспомощны. Все эти обстоятельства, лишают героя покоя. Далее следует разговор с Капеланом собора, который называет себя Капеланом тюрьмы. Судя по всему, так проходит год... Дальше следует исполнение приговора, которое Йозеф К. покорно принимает...
В начале мне думалось, что Йозеф К. действительно мог оказаться преступником. Но не желает стыдливо вспоминать свой грех. Человеку свойственно совершать дурные поступки и отказываться нести за них ответственность. Правда, тяжесть совершенного героем преступления мы не знаем. Автор мог намеренно упустить эту деталь. Но наличие флёра абсурда, постоянно упоминающего суда и судей, библейских аллюзий. Дали мне основание полагать, что мы имеем дело как с собственным процессом суда над самим собой, так и с последующим наказанием небесным судом за совершенные при жизни грехи человека, которые конечно же мы сами не признаем грехами. И всегда готовы  оправдаться.