Больше рецензий

16 января 2025 г. 07:00

189

1.5 Спойлер Какой пустой она себя ощущала и как отчаянно желала

Нелегко признаться в нежных чувствах к плохим книгам, потому что, с одной стороны, это всегда связано с разочарованием и досадой от зря потраченного на них времени, с другой же, это возможность ввернуть колкое замечание, потоксить и практически побить посуду без ущерба для этой самой посуды. Если эта рецензия вас заинтересовала, то тут будет достаточно подгораний и своеобразных шуток.

Итак, сеттинг мира построен на греческой мифологии. Согласно истории, очень давно боги снизошли до рода человеческого и решили существовать рядом, что для смертных едва ли обернулось удачей. Эти самые боги в общей массе представляют весь звездный свет и мерилом их известности выступает сила в пантеоне. Оговорюсь сразу, оценивать достоверность местной расстановки по шкале десяти Фенриров не берусь, в основном для меня это темный лес, что не мешает замечать фактологические ошибки и просто хихикать с того, как темные кардиналы влюбляются и становятся размазнями.

Главную героиню зовут Персефона, о ней нужно знать следующее: является жертвой домашнего насилия, страдает от комплекса материнской любви и вообще, с ее талантами лучше быть боком литературы или сочинительства.

С подругой она попадает в один из известнейших клубов Новых Афин - "Неночь", владельцем которого является загадочный властелин подземного царства. Несмотря на короткий вечер, она успевает познакомиться с управляющим, обменяться с ним недвусмысленными взглядами (и фразами), и в спешке покидает клуб с такими мыслями:

... какая-то ее часть...  хотела броситься обратно в клуб, найти его и потребовать урока по анатомии его тела.

Уже вторая глава в принципе раскрывает всю интригу, на чью пару придется смотреть остальные триста страниц. Герои едва ли друг на друга посмотрели, как у обоих уже недержание в штанах случилось. Ощущение, что это любовный роман не про богов, а про каких-нибудь подростков раннего пубертата, и даже аргумент про наличие между ними нитей судьбы не является оправданием. В сухом остатке эта пара - соулмейты, что по законам жанра не должно отменять, что они могут друг другу не понравиться или вызвать с первой встречи симпатию, интерес и остальное, но это осязаемое сексуальное напряжение между ними как возникло в этой сцене, так и останется до самого конца, даже уже после того, как они смогут уединиться.

Иной раз, вызвав очередной всплеск эмоциональных качелей, Персефона смотрит на ситуацию довольно интересно:

Только это уже не будет иметь никакого значения, ведь она станет узницей – не просто подземного царства, а самого Тартара. Интересно,какие пытки выберет для нее Аид?«Наверное, откажется меня целовать».

Я ощущаю во всем этом отголоски удовлетворения. Словно бы самой Персефоне нравится злить Аида, это раззадоривает в ней пожар. Она нарушает правила и с ноги врывается в его клуб всякий раз, когда это нужно, игнорируя и его дела, и его занятость, и при этом сам Аид как будто бы даже потакает такому поведению. Он ходит по краю, говоря двусмысленные фразы по тиму "Заставь меня преклониться пред тобой, богиня", которые вроде как похожи на флирт, но в отношении Персефоны звучат скорее как вызов, который она принимает. И это даже не какое-то интересное противостояние богов, а просто игра на нервах друг друга.

Или взять момент, когда в порыве ссоры Аид позволяет себе следующее поведение:

Аид потянулся к ней. Схватив Персефону за волосы, он привлек еек себе и запрокинул ее голову, заставив выгнуть шею. Его движение было грубым и властным. У нее перехватило дыхание, а внизу стало влажно. Она страстно желала его.

Чувствуется ли здесь сексуальное напряжение? Ну, не произойди эта сцена в момент скандала, возможно. С натяжкой, но, если им обоим в этом комфортно, то да, но я в этом вижу лишнее доказательство того, что Персефону отношения с эмоциональными качелями просто заводят. Все ее поведение по отношению к Аиду, которое сюжетные мимокрокодили называют любовью, на самом деле является провокацией. То она краснеет и строит из себя простушку, то вот уже львица-тигрица, которой только кнута не хватает.

Образ самой Персефоны как личности вызывает у меня нервный тик и раздражение. Началось все с непростых отношений с матерью и закончилось ее поведением в реалиях книги. Будучи повязанной контрактом с Аидом, после второй встречи она рассуждает уже так:

В конце концов, если с ней что-нибудь случится, Аид познает гнев Деметры.

Несмотря на то, что перед этим автор ясно дал понять: силы у Деметры и Аида даже близко не стояли, это как сравнивать население условной Франции и условного Китая. Аид - один из трех самых могущественных богов, тогда как место Деметры в пантеоне не было четко определено, но в то же время она для него не опаснее брошенного в гору камушка. К чему мнимые угрозы, которые даже близко не могут быть исполнены или являться угрозами как таковыми, я ума не приложу, и причем это не единичная фраза, чтобы пропустить в общей массе других.

Даже больше: когда Деметра узнала об их с Аидом связи, она не была похожа на разъяренную богиню, не рвала и метала, даже страшное лицо не скорчила, просто на Персефону налетела паничка, а потом Деметра ее забрала. Вот это гнев божий, в самом деле.

Я хочу сказать, что, когда вешаются подобного рода ружья, они должны быть оправданы. Хотя бы страхом Персефоны перед Деметрой, перед последствиями, но по факту единственного наказания, за исключением угроз забрать из мира смертных, ей удалось легко избежать. Не то чтобы она так сильно боялась, и вся линия давления со стороны матери лопнула как мыльный пузырь.

На самом деле все это - лирика. Затравка перед большим пластом, посвященном эго героини. Знаете, есть одно аниме, в котором героям в течение двух сезонов твердят твердят: "Вы - эгоисты, вы должны следовать своему эго, только так вы станете самыми сильными", и туда бы в качестве коуча стоило пригласить Персефону.

Оговорюсь, что Персефона как бы не пользуется магией и не умеет ею управлять, ее силы - это сначала дар Деметры, как бы выделенные ей карманные, а позже - подачки Аида, что не мешает героине разбрасываться такими фразами:

... смотреть матери в глаза и произнести:
– Даже не думай, что я когда-нибудь прощу тебя, если ты снова посадишь меня в свою тюрьму.
Деметра резко рассмеялась:
– Мой цветок, я и не нуждаюсь в прощении.

Манипуляции космического уровня, конечно, особенно когда есть, чем ее крыть. Ответить Персефоне нечем, кроме как детской истерикой. Странно выходит, что образ Деметры, персонажа, который от силы появляется в трех или четырех значимых сценах, а не мимокрокодилит на две реплики, изображается действительно взрослым, осознанным и самодостаточным, которого нельзя вывести из равновесия бессмысленной угрозой в обиде.

Чем чаще обращаюсь к такому подвиду фэнтези, тем чаще вижу условную деградацию главных героев, когда авторы преследуют цель показать их сильными, независимыми, но при этом не сильно стервозными (они же должны быть милыми, ну), принижая остальное население книги, или ни с того ни с сего наделяют их чрезмерным самомнением.

Так, например, когда Аид посмел неуважительно обойтись с Персефоной (еще даже не предложив ей почти ничего), а вернее, просто перенес в свое царство, будучи персонажем занятым, сама Персефона поминает его весьма цветистыми выражениями:

Персефона поливала сад, проклиная Аида. Она надеялась, что... его это сильно заденет. И он будет

чувствовать эту рану при каждом движении.

Он проигнорировал ее. Он сбросил ее в подземное царство, будто она ничто.

Сам мир книги построен, я бы сказала, ради существования пары Персефоны и Аида. Это не они существуют в мире, а мир существует для них. Не могу подобрать более подходящей фразы, учитывая, насколько Персефоне легко удается буквально все.

Подумала о знакомстве с управляющем "Неночи"? Пожалуйста, получите.

Захотела пойти работать в самое влиятельное издание Новых Афин? Разумеется, за красивые глаза примут.

Нужны последователи? Выкати любую низкопробную статью, и тебя даже на улицах города начнут узнавать.

Кстати о последнем. Да, не обошлось без журналистики и "детективных" расследований. На самом деле ситуация вышла следующая: Адонис фактически выложил статейку Персефоны про Аида, внеся в нее немного отсебятины. Ко всеобщему (или нет) удивлению, главный редактор узнал об этой статье только после ее выхода, и в личной беседе с Персефоной сказал:

– «Бог игры» стала нашей самой популярной историей. Миллионы просмотров, тысячи комментариев и проданных газет.

Даже уже не хочу акцентировать внимание на том, что это настолько предсказуемо, насколько высосано из пальца. Судя по отрывку статьи, который там в количестве двух абзацев приводился, либо уровень критики читателей там не существует, либо читательский уровень находится на том дне, когда любая заметка в желтушной прессе может вызвать шквал эмоций у каждого жителя Новых Афин, и уровня не меньше "восторг".

Успех Персефоны как стажера настолько оглушителен, что главный редактор тут же ей предлагает нарисовать пять статей за каждый месяц стажировки, а по окончании уже и на ставку ведущего журналиста расследований назначает, хотя она по факту и расследований никаких не проводила, и усилий никаких не прикладывала, чтобы про Аида что-то вынюхать. Уровень Анастейши Стилл, не меньше.

Отдельно хочу упомянуть камерность мира. За прошедшие триста страниц существует только две локации: царство подземное и Новые Афины. Персонажи что там, что там, не значат абсолютно ничего. Ощущение, что это просто пузырь, который начал существовать в момент, когда Персефоне предложили пойти в клуб, и закончит существование только после окончания цикла. Это как сгенерированная нейросетью картинка в какой-то рандомный момент времени, вот она прогрузилась, а что там прежде было, значения не имеет, потому что и не было ничего. И звездочек типа Персефоны не было, и скандальных историй никаких не было, и вообще, ничего, абсолютно ничего не было.

Вся эта история - это сборник каких-то пародий, понадерганных из других произведений, щедро сдобренных сексуальным влечением двух несозревших личностей. Примерно последняя четверть книги - это просто череда их контактов, про которые хочется забыть.

Не знаю, для кого написана эта книга, кому она может понравиться, но автор обещал и дальше развивать тему этой пары до тех пор, пока, наверное, не использует все сюжетные тропы.