Больше рецензий
17 января 2025 г. 15:25
713
4 Человек, не способный возбудить в себе здоровое любопытство ко всему ужасному, должен умереть и получить право на похороны.
РецензияПарижане – даже те, которые имеют основания опасаться полицейских, – обожают эксцентричных детективов.
"Убийство в музее восковых фигур", четвертая история, изданная в 1932 году, о расследованиях Анри Бенколина, префекта французской полиции. Если доктор Гидеон Фелл списан с Честертона (так "предполагают" сетевые источники), то глядя на Бенколина невольно вспоминаешь месье Лекока . Говоря об Анри, нельзя не отметить, что его образ эффектен, но излишне театрален.
"Легенда утверждает: когда Бенколен появляется в обычном пиджаке, это означает, что он просто решил развлечься. Видя его в таком костюме, хозяева сомнительных кафешек выказывают ему всяческие знаки внимания, низко кланяются и непременно подносят шампанское. Если детектив надевает смокинг, это значит, что он напал на след, но пока только размышляет и присматривается; в этом случае содержатели заведений, хотя и заметно встревоженные, все же сажают его за хороший стол и предлагают чего-нибудь крепкого вроде коньяка. Но уж когда Бенколен появляется во фраке, в придачу в своем знаменитом плаще, цилиндре и с тростью с серебряным набалдашником в руке, когда он улыбается еще приветливее, а фрак у него под левой рукой чуть топорщится - тогда, господа, ждите беды! Хозяин кафе не предлагает ему выпить, оркестр сбивается с такта, официант роняет тарелку-другую, а завсегдатаи спешат поскорее увести своих милашек, пока не засверкали ножи."
Впрочем, тоже самое можно сказать и о самом романе, хотя, если брать в расчет его объем, то скорее повести. Несмотря на нагнетаемый страх, прекрасно понимаешь, что данная история - это "спектакль".
Параллели с шерлокиадой также прослеживаются. Один из персонажей, "злодейский злодей" Этьен Галан профессор, правда не математики, а английской литературы. Если вы ещё не поняли на кого я намекаю, то передам привет профессору Мориарти ...
Париж. "Порочный блеск тридцатых...", - заявляет аннотация. Не спорю, французский нуар хорош. Ночные улочки, фонари, подпольный закрытый "Клуб цветных масок", куда инкогнито приходят богатые люди для развлечений и интимных встреч. Но "клубнички" ждать не стоит, полутона...
О детективной загадке. Из Сены выловлено тело молодой девушки с признаками насильственной смерти. Её жених утверждает, что она вошла в музей восковых фигур некого господина Августина, и... пропала. Бенколен со своим помощником (от лица которого ведется рассказ) отправляются в выше упомянутый музей в поисках улик и находят ещё один труп.
– Я... разглядывал фигуры... там, внизу. Группу Марата. Мне хотелось посмотреть на сатира. Он чертовски хорош, великолепно передана сущность, и эта женщина в его руках...
Августин дернул головой.
– Что? – выдавил он. – Что вы сказали?
– Я сказал, что сатир чертовски хорош, а женщина в...
Августин проговорил словно загипнотизированный:
– Вы, наверное, сошли с ума. В руках у сатира нет никакой женщины.
А ещё, в вещах второй жертвы, записку с адресом Галана...
Замечу, что детективная интрига на меня впечатления не произвела. Слишком много допущений в самой загадке, слишком много знает Бенколин ещё до начала расследования (про клуб, про счета, про Галана). Но с другой стороны, он же шеф полиции, возможно поэтому и осведомлен. Убийца, хотя мотив и хорош, выбран, как мне показалась, из всех подозреваемых, если так можно выразится, "рандомно". Да и в самом стиле повествования много надрыва и вычурности.
А, вот, атмосфера смерти шикарна.
Смерть, – с досадой промолвил он. – Эта атмосфера... она напоминает мне наше расследование. Я давно не сталкивался с делом, где все и вся не было бы пронизано смертью. Мне доводилось видеть ужасные вещи, людей, объятых смертельным страхом... но эта мрачная жуть хуже.
Прочитано в рамках "Игры в классики"