Больше рецензий
27 января 2025 г. 21:30
162
3.5 "Дорн смотрит на нас."
Рецензия"Хельсрич" мне как-то посоветовали на запрос почитать что-нибудь именно про Чёрных Храмовников, и вот мы наконец-то встретились. За то время, что я до него шла, уже и забыла, почему вообще хотела художественных подробностей именно про этот орден, но книгу-то всё равно нашла, так что и ладно.
Опять же, произведения авторства Демски-Боудена - моя нежная любовь, хотя в этот раз она и оказалась менее яркой.
Дело опять происходит на Армагеддоне, и я, честно говоря, так и не догнала, это какая из войн за него, потому как что бы я не читала про Армагеддон, там всё время какое-нибудь бесконечное бедствие - то орки, то культисты, то демоны, то все вместе, тиранидов только не хватает. Наверное, Третья, хотя как будто и нет особой разницы.
Глобальный сюжет во всём происходящем вычленить невозможно, мне кажется, он даже не задумывался: вот Армагеддон, вот улей Хельсрич, вот орки, вот осада - сражайтесь, два месяца бесконечной резни с ксеносами, на планете начался Сезон Огня. Где-то по углам натыканы случайные линии вроде откапывания среди песков опечатанного оружия мудачья в балахонах механикусов и орбитальных бомбардировок.
По большей части, роман посвящён капеллану Мереку Гримальду, которому только вот-вот выдали звание реклюзиарха, после чего отправили умирать. Что, в целом, для астартес вообще является единственным подобающим занятием, но как будто бы конкретно этот процесс умирания Гримальда не впечатляет, и он бы предпочёл сражаться в небесах, но против верховного маршала не попрёшь, даже если у тебя есть очень ценное собственное мнение.
Ну и вот.
Армагеддон в огне, моря кипят, небеса пылают, надежды нет, Чёрные Храмовники ходят бухтят то о нецелесообразности этой защиты улья, то о своём неудовольствии, то просто.
"Хельсрич" - это хроника, хроника падения города, который так на самом деле и не спасли, потому что слишком много было разрушено, и одновременно - хроника нахождения собственного места в вечном Крестовом походе Чёрных Храмовников тогда ещё молодого Гримальда. Он является не только главным героем, но иногда - даже рассказчиком, часть повествования проходит от его лица, и его размышления придают "Хельсричу" хотя бы некоторый налёт личностного восприятия.
Потому что всё остальное - набор батальных сцен, не особо скреплённых друг с другом. Иногда рассказ вообще сбивается на формат "день такой-то, потеряли столько-то, отступили туда-то". Потом опять где-то над Гримальдом зажигается лампочка, и автор подсвечивает, как он приходит поругаться с принцепсом титана, которая не понимает заветов Бога-Императора.
Угроза обвинения в ереси принцепсу - это так по-чёрнохрамовнически, аж дух захватывает, ничего лучше этих достойных воителей Императора уже не опишет.
Мы не носим Его символ. Мы - Его символ.
На всём протяжении истории у Гримальда ровно два состояния - чёрная меланхолия о своей судьбе, где он одновременно терзается тем, что его смерть в этой дыре по имени Армагеддон будет бессмысленной и не заслужит славы ордену и что на самом деле он не должен был занять место реклюзиарха вместо погибшего учителя, ибо недостоин, и не менее чёрная ярость с общим фоном "именем Императора, никакой пощады". Когда Гримальд не может ненавидеть ксеносов, потому что они закончились, он начинает ненавидеть окружающих людей, которые слабы и бесполезны, а когда и люди заканчиваются или хотя бы пропадают из поля его зрения, переходит на ненависть к себе.
Со временем начинается казаться, что его самопророчество о гибели было бы тогда и неплохим таким выходом.
Очень много второстепенных персонажей: сотня храмовников, причём отряд Гримальда в кадре регулярно - и всё время кто-нибудь реклюзиархом недоволен, я к финалу начала понимать все его тяжкие сомнения, Ордо Титаникус с богатым собранием техножрецов и скитариев, Имперская Гвардия в изобилии, даже немного гражданских из ополчения и Сестёр Битв из Ордена Серебряного Покрова. Большая часть участников появляется для того, чтобы героически погибнуть, причём независимо от того, к какой фракции они относятся, и наблюдать за их раскрытием просто некогда. Не совсем понимаю, на самом деле, зачем их столько было, мне вообще запомнилось... Полтора? Ну да, штурмовик Андрей, который буквально островок нормальности посреди безумия, и настоятельница Синдал, я её очень просто хорошо поняла, когда она вышла к Чёрным Храмовникам буквально со словами "да я вас тоже не рада видеть, потому что вы мудаки".
И в чём она, что говорится, не права?
Но их двоих было очень мало, остальные же появляются и исчезают, появляются и исчезают, и как будто бы с учётом масштаба происходящего апокалипсиса это глубоко закономерно, но если бы их и не заявляли, и не показывали, ничего бы не изменилось. Разве что в оплакивающем всех павших братьев апотекарии, у которого под конец случился обычный и невероятно человеческий нервный срыв, было что-то бесконечно пронзительное.
И вот в этом, наверное, для меня была проблема романа - он ощутимо так подзатянут. Да, все эти трагедии и разрушения очень атмосферны, Демски-Боуден пишет прекрасно, погружение в полный ужас Империума у него выходят просто потрясающими, но книгу можно было смело сократить на треть, выбросив при этом минимум половину довольно странных диалогов, и стало бы повеселее. Многие сцены Гримальда раз за разом повторяют одно и тоже, весь его внутренний конфликт тянется просто бесконечно, никак не изменяясь и не перерождаясь, а находя свою кульминацию только в последней главе, также, как и какой-то очень странный конфликт с техножрецами, или совещания командования Гвардии, которые, по-моему, вообще носили одну цель - показать камео Яррика.
Или Саламандры.
Что вообще здесь делали Саламандры, зачем, почему, для чего, что это было и почему из этого ничего не получилось, кроме очередного конфликта с одним из боевых братьев Гримальда, и тот... Да, именно, опять закончился ничем.
Вместе с тем именно как книга про Чёрных Храмовников, где можно посмотреть на благословенный орден в действии, роман вполне неплох. Их фанатичная ненависть к ксеносам тут занимает большую часть эфира, также подсвечена доктрина и их понимание воинской доблести, на которую сыновья Дорна молятся, немного про традиции есть. Полного знакомства не подвезли, конечно, но представление составить поможет. И в таком смысле мне даже вроде понравилось, поищу ещё что-нибудь про сыновей Дорна, в их отвращении ко всему, что не человек, есть свой шарм.
В целом, книга читабельная и в своём-то жанре даже выше среднего (читали и похуже), но я, видимо, ждала от неё большего, до сих пор до конца не отойдя от масштабных впечатлений "Опустошения Баала". "Хельсрич" тоже типичное болтер-порно, но такое, ближе к проходному. Однако для того, чтобы разгрузить мозг и впечатлиться безысходностью благословенного Империума, который всё равно упорно стоит, сойдёт.