Больше рецензий
29 января 2025 г. 19:03
43
3.5 «Мы все время принимаем разные решения, не зная, каковы будут их последствия, но сколько из них действительно ключевым образом влияют на развитие событий?»
РецензияМаленький уютный мирок сиял как пятиконечная звезда, сохраняя в себе уют, тепло, радость, любовь. Но однажды, лишившись одной из своих вершин, распался. Ведь оказалось, что мама - это сердце этой самой звезды, которая погасла с ее смертью.
Звезда очень быстро пошла трещинами, разрушаясь, распадаясь, лишаясь своих вершин. Старшая сестра Мила предпочла другую семью, отделив себя и от бедности, и от статуса иммигранта из бедной части Мальмё, отец впал в депрессию и находил утешение в бутылке, и двенадцатилетние Лидия и Даниель пытались изо всех сил держаться «на плаву», сохраняя видимость семьи. Именно на их долю выпало немало испытаний, боли и страданий.
Дети выросли, но прошлое все еще не отпускало их. И однажды беда вновь постучалась в дверь со страшным известием - Дани обвиняют в похищении Линнеи, девушки из богатого района.
Именно этот момент станет отправной точкой в повествовании, из которой мы будем то двигаться вперед маленькими шажками, то гигантскими, удаляясь в прошлое, чтобы выстроить картину настоящего.
В книге три рассказчика. Лидия где-то на подсознательном уровне должна вызывать сочувствие, Дани - глубокое сопереживание, Линнея - глухое раздражение своей пустотой. Но все убивает глагольная, какая-то механическая манера повествования от первого лица, к которой я так и не смогла привыкнуть до самого финала.
«Можно ли вообще контролировать то, кем становится человек? Если от рождения в тебе есть мрак, можно ли от него избавиться?»
Аннотация практически «врет», нет там никакого расследования, есть рассказ каждого из трех персонажей, и только у одного из них он похож на исповедь. Ребенок, потерявший опору, лишившийся даже того подобия семьи, что у него была, поломавший свою жизнь и судьбу. И оказавшийся опять там, куда ему меньше всего хотелось бы возвращаться.
Три ручейка текут, медленно, своим ходом, чтобы в финале слиться в полноводную реку. И опять потечь дальше.
Интриги с похищением особой нет. Даже самому непрозорливому читателю понятно, в чем там дело. Тогда упор, наверное, предполагался на драму. И драма начинается уже с того, что это семья именно иммигрантов, поэтому у них все так сложилось. Но опять же - нет. Разве беда, которая постучалась в двери, выбирает семью по бедности/достатку, расовой принадлежности, религиозности и прочего? Разве способность справиться с горем зависит от всего перечисленного? Разве ребенок из обеспеченной семьи не попадает в крупные неприятности, связавшись не с той компанией?
«Чувство вины и стыда часто приводят к язвам в нашей душе. Из-за этих чувств мы считаем себя ни на что не годными.»
Жалостливее всего получилось выписать Даниеля. И если бы после него свой голос не обрела Линнея с псевдотрагической историей о том, что обеспечивающий ее молодой человек еще и посмел чего-там требовать, то видимость драмы бы сохранилась. А так - увы и ах. Хотя автор временами задает вполне себе жизненные, сложные вопросы, на которые нет однозначного ответа.
«Правда в том, что нас формирует та реальность, в которой мы живем. В конце концов человек устает от постоянных притеснений. Ему приходится вставать, бороться, а иначе его душа умрет.»
P.S. А вы знали, что в Швеции несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой и средней тяжести, отправляется не в колонию, а в семью, где содержатся и работают на благо этой семьи другие подростки? Как сообщает интернет, это называется "закрытое попечение над несовершеннолетним на определенный период". Но в книге, если период и был определен, то Дани ничего об этом не знал.
P.S.S. И еще такой момент - девочка решает жить в другой семье, со своей одноклассницей. И ее там принимают с распростертыми объятиями на несколько лет. У меня это в голове не укладывается.