Больше рецензий
30 января 2025 г. 13:51
17
5 Знания приумножаю скорбь
РецензияРоман на грани фантазии и реальности,с нотками эпистолярности.
Эпистолярный жанр,как и сюжет,с переплетением настоящего и прошлого,всегда будоражит мое сердце.
Я люблю и одновременно ненавижу этот жанр. Люблю,потому,что этот ход драматургически всегда удачен,а прошлое заманчиво. Ненавижу потому,что ввиду его популярности,его не использовали разве только,что ленивый,заворачивая в привлекательнвю обертку слабенький,сюжет с тайной,не стоящей и выеденного яйца.(последнее разочарование "Я помню музыку Прованса")
Чуть неожиданна для меня хронология. Неожиданна в том плане что я ждала,что Соыия напишет роман,а потом уже будут 9 писем. А тут мы начинаем с конца.
Для меня это чуть сбиило градус таинственности,поначалу. Но
С другой стороны, нестандартное решение для довольно то избитой темы,да и смотрится невымученно,как частенько это бывает,когда вдруг внезапно герой начинает копать прошлое.
Итак,мы знакомимся с Софией. Матерью,главной героини,королевой стихии,звездой мюзикла,которая осталась в жизни дочери лишь на страницах 9 писем. Ужасная мать!
Порвать и выбросить письма к черту.
"О,нет"- подумала я.
Слезивая история,о плохой маме,что в е осознала. (С дрожью вспоминаю Люси Краун). И порой,мне действительно хотелось втряхнуть Софию.-младшую, сказать, ну остань ты от матери и этих писем. Живи своей жизнью,перестань гоняться за призраками.
И ведь на первый взгляд , София-мать,нарциссная манипуляторша,умело прикрывающаяся тяжелой судьбой,перепутавшая жизнь с романом, да еще и взвалившая,на брошенную дочь бремя своего недоделанного дела.
Но все оказывается куда глубже, . История,как многослойный тортик,тонкие слои ,которого надо бережно снимать. Или картинка голограмма,с играющими бликами.
София -актриса одной роли. Писательница одной недописанной книги, ее жизнь ,подобно Моэмовской Джулии словно спектакль, а может спектакль,как жизнь, ведь с самого дества,она играет в чужую жизнь,что вполне закономернно приводит к переходу на театральную сцену, У ней даже имя ненастояшее ,и это , ее мнимая фальшифость (какой каламбур) , и задает весь тон. Вначале будто слегка гротексный в своей трагичности ,раздражающий, но потом пронизывающий,все больше и больше.
Вся книга,как игра. Или как еще одна книга. Или даже несколько книг Сцены из мюзикла,а может и из жизни,где все не то чем кажется.
Изначально история кажется идет по схеме "моя странная сестра близнец"/ семейная трагедия, и я уже была готова к сюжету на стыке романов Ширли Джексон "Мы всегда жили в замке" "Тишина моих слов" Авы Рид, и Пиколт, с бесконечным обмусоливанием чувства вины и призраками.
Затем мы погружаемся в патетичную рыцарскую балладу,королевских интригах и тирании и я готовилась в восторженной "опереточно-мюзикловой" поэме в духе ,любимых многоми итальянскими пьесами, о любовном многоугольнике жестоком короле,и хитром менестреле,интригах и коварствах.
Потом,думаю нет нет,это о прощении и принятии. О важности прошлого с одной стороны и умении его отпускать, с другой.
Но роман обо всем понемногу, он богат на сюжетные повороты, (например здесь есть потрясающая почти что детективная семейная драма в духе Роуз Голд) смыслы,отсылки на другие произведения. Есть в ней и что-то готическое,в духе Дюморье
Подобное, признаться меня всегда оталкивало. Я не люблю "все и сразу". Захлебывающеся повествование,что старается охватыватить все и сразу,при этом не произнося ничего. Но это не про эту книгу в скромном обьеме,с насыщенным сюжетом,все линии доведены до конца,каждый слой,не просто снимаешь,а рассматриваешь. Каждый освет игры теней и солнца, замирает ярким всплохом.
Язык завораживающий,он ,певучий,поэтичный,да слог непрост. Он чем то напомнил мне Маргерет Этвуд (вкупе с эпистолярным жанром и двумя сестрами,роман Слепой убийца)
И обычно мне не особо нравится барочно пышные строки,для изображения быта и поседневности. Изобилие метафор,там где можно все сказать простыми словами,наталкивает на мысль,что под ажурной оберткой,примитивнейший сюжет (и роман Зусака Глинянный мост,только утвердил меня в этом мнении). Но тут иначе. Да,порой было сложновато понять,что происходит,да в текст приходится вникать,словно отодвигая тяжелую бархатную портьеру ,а порой и придерживая ее, порой смотришь на героев будто издалека,пытаясь, угадать,что же там в темноте,в закулисье. Но,когда сцена освещается ярко,и ты видишь ее всю целиком.
И вот тогда, ни раз по моему телу пробегали мурашки,от тех образов,что рисуются,настолько ярко и живо это было представлено мною.
Вот тогда и ты услышишь звон раненого хрустального сердца. Здесь много боли.
Смерть близкого,предательство матери,жестокость сверстников,груз вины,,игра в чужую жизнь,отголоски семейных трагедий,что тянутся через все поколения, (и София -мать, идет в актрисы,заканчивая историю своей матери Дины,как теперь Софья -дочь заканчивает ее историю),обиды,что передаются по цепочке,здесь о религии,о поиске и принятии себя,о смысле жизни,книга наполнена философиией,печальной да,но без чернухи,что пахнет дешевыми сигарами. Нет,тут нежный аромат васильков. И в конечном итоге это роман о любви. О любви во всех ее пооявлениях. Нежной,красивой,ни капли не пошлой,трагичной и надрывной с нотками классической экзальтированности (не зря вспомнмла Дама с Камелиями).
И есть во всем этот финал,который одновременно и подарит вам крылья и разобьет сердце.