Больше рецензий
3 февраля 2025 г. 18:20
53
5 Как не всякое вино, так и не всякий нрав портится с возрастом.
РецензияЧеловек, всегда живущий своими занятиями и трудами, не чувствует, как к нему подкрадывается старость; он стареет постепенно и неощутимо. Последние годы жизни Цицерон занимается греческой литературой, обрабатывает речи, произнесенные при защите во всех знаменитых делах, часто ходит в сенат, увлекается сельским хозяйством. Он считает, что жизнь - жилище временное, уходить из нее нужно как из гостиницы, а не как из своего дома. Цицерон утверждает, что дружба возможна только между честными людьми (верными, неподкупными, беспристрастными, щедрыми). Должен быть незыблемым закон - не просить друга о бесчестных действиях и самому таких не совершать, уступая его просьбам. «Истинный друг - как бы «второе я», но большинство людей несправедливы, они требуют от друзей того, чего сами им дают. Обязанности Цицерон представляет в виде ступеней: первая довлеет бессметным богам, вторая - отечеству, третья - родителям, затем всем остальным.
И несколько отрывков для размышления:
Если честный человек во времена недостатка зерна, голода среди жителей Родоса и необычайной дороговизны съестных припасов привез из Александрии на Родос большое количество зерна и в то же время знает, что многие купцы вышли из Александрии, и видел груженные зерном корабли, державшие путь на Родос, то скажет ли он об этом жителям Родоса или же, благодаря своему молчанию, продаст свое зерно по возможно более высокой цене? (Как думаете, будет ли его молчание считаться позорным?)
Фемистокла, который на вопрос, за кого предпочел бы он выдать дочь — за честного ли человека, но бедного или за не особенно порядочного, но богатого, ответил: «Я лично предпочел бы человека без денег деньгам без человека».
Пифагорейцы Дамон и Финтий, по рассказам, относились друг к другу так, что когда тиран Дионисий назначил день казни одного из них, и приговоренный попросил его об ее отсрочке на несколько дней, чтобы обеспечить своих близких, то другой поручился за него — с тем, чтобы умереть, если тот не возвратится. Когда он вернулся к назначенному сроку, то тиран, изумленный их взаимной верностью, попросил их принять его третьим в их дружеский союз.
Ганнибал держал в плену восемь тысяч человек, не захваченных им в бою и не разбежавшихся в страхе перед смертью, а оставленных в лагере консулами Павлом и Варроном. Сенат постановил их не выкупать, хотя это было возможно за небольшую плату, - дабы внушить нашим солдатам, что они должны либо побеждать, либо умирать…Ганнибал, узнав об этом, пал духом, раз сенат и римский народ, потерпев поражение, проявили такое большое присутствие духа.
- А если бы отец начал грабить храмы или вести подкопы к эрарию, то донес бы сын на него магистратам?
- Это, конечно, нечестивый поступок. И все-таки сын должен защищать отца, если он будет обвинен.
- То есть отечество не обладает преимуществом при исполнении гражданами всех их обязанностей?
- Разумеется, обладает; но для самого отечества полезно, чтобы граждане исполняли свой долг перед родителями.
- А если отец попытается захватить тиранию, предать отечество, будет ли его сын молчать?
- Отнюдь нет; он должен будет заклинать отца не делать этого. Если он ничего не добьется, он должен будет упрекать отца, даже угрожать ему. Наконец, если возникнет прямая опасность для существования государства, то отечества благополучие сын предпочтет благополучию отца.
(Как видно из примера, в некоторых случаях третья ступень поднимается на вторую, когда второй - отечеству - нет прямой опасности).