Больше рецензий
5 февраля 2025 г. 18:20
336
4 «Отбросьте все, что не могло иметь места, и останется один-единственный факт, который и есть истина».
РецензияПо некоторым критериям эта повесть выделяется из общего цикла о Шерлоке Холмсе.
Если говорить о жанре, то к детективной плотно прилегает приключенческая линия. Произведение почти распадается на две части: современная (по меркам того времени) - это убийство, расследование, погоня с Холмсом и Уотсоном в главных ролях; прошлое - это «Знак четырех» и авантюрная история Джонатана Смолла, Мохаммеда Сингха, Абдуллы Хана и Доста Акбара.
Повесть является знаковой и в биографическом плане, так как доктор Уотсон влюбляется в мисс Морстен и делает ей предложение.
В каждом из произведений цикла Конан Дойл к основной детективной части добавляет кусочек личной информации о своем персонаже. Очень интересно из этих фрагментов составлять целую картину, рисовать полный портрет. В этот раз писатель явно перестарался, делая из Шерлока Холмса заядлого наркомана. При этом еще и поет дифирамбы удивительной способности кокаина и морфия стимулировать умственную деятельность.
— Возможно, вы правы, Уотсон, — сказал он. — И наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь.
Сюжет тоже не так прост, как во многих коротких рассказах автора. Я бы назвала его многоуровневым.
Начинается повесть классически: Холмс бунтует против безделья.
Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай — и я забуду про искусственные стимуляторы. Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности. Именно поэтому я и выбрал для себя свою уникальную профессию, точнее, создал ее, потому что второго Шерлока Холмса нет на свете.
По устоявшейся традиции, в этот момент появляется клиентка и рассказывает прелюботытнейшую историю, а читатели (слушатели) могут наблюдать, как приступ черной меланхолии Холмса сменяется бодростью и оживлением.
Мисс Морстен рассказывает об исчезнувшем десять лет назад отце, о старом (шестилетней давности) объявлении в «Таймсе», в котором ее разыскивали, о жемчужинах, присылаемых ей неизвестным лицом, о назначенной вечером встрече... Именно для этой встречи с неизвестным девушке требовались сопровождающие, так что первое обращение к сыщику было весьма невинным. Но встреча обернулась настоящим приключением и опасным расследованием...
Как всегда, Холмсу новое дело казалось простым и понятным, а для Уотсона оно с каждой минутой становилось все загадочнее и ужаснее.
Мне нравится, что в каждом детективе, писатель вкладывает в уста своего героя полезные идеи, учит наблюдательности и умению на основе наблюдений строить выводы. В этот раз на все лады повторялась мысль о необходимости фильтровать данные и вычленять истину. Вот парочка советов из этой серии:
➤ «Отбросьте все, что не могло иметь места, и останется один-единственный факт, который и есть истина»
➤ «Сколько раз я говорил вам, отбросьте все невозможное, то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался».
Аудиокнига имеет художественное оформление. Каждая глава выделяется оригинальным способом, критические моменты усиливаются музыкой, ну и, конечно, мы слышим звуки скрипки, когда Шерлок Холмс берет в руки любимый инструмент. Александр Абрамович тоже постарался, исполнил произведение проникновенно и эмоционально, изменяя голос, перестраиваясь в нужных местах под иностранный акцент.
Длительность: 4 часа 41 минута.
Прослушано в группах Ситтафорд, Мир аудиокниг и ЧКВ.