Больше рецензий

10 февраля 2025 г. 10:08

25

5 Приговорённые к власти

Романы «Лихолетье Ойкумены» и «Время царей» скорее всего написаны до 1998 года, поэтому и вышли вместе. Оба посвящены жизни и смерти диадохов — наследников Александра Македонского. Изначально планировалось семь книг. Автор хотел охватить историю эллинистического мира до смерти Пирра, царя эпирского, одного из главных героев двух книг, в 272 году до н.э.

Лев Рэмович рассматривал Пирра, как человека, способного сравниться с Александром Великим, но, увы, попавшего не в то время и не в то место.

Первая книга «Лихолетье Ойкумены» выдержала три издания (1998, 2006, 2016). И каждый раз её называли как-нибудь по-новому: «Наследники бога», «Обреченные сражаться. Лихолетье Ойкумены».

Удивительно, но мне удалось приобрести новую книгу издания 2016 года в Лабиринте. Хочу перечитать повторно спустя какое-то время.

События в ней начинаются со смерти Александра Великого (323 г.до н.э.) в Вавилоне, а завершаются в Финикии спустя 15 лет (308 г. до н.э.), когда Антигон получает денежную помощь финикийских купцов.

У второй книги «Время царей» было два издания (1998, 2016). И столько же названий, в 2016 ей переименовали в «Несущие смерть. Стрелы судьбы».

Странно, что разное количество изданий у двух книг. Неужели в 2006 выпустили только первый роман?
Найти «Время царей» в магазинах уже не удалось, покупал второе издание на Авито. Тоже планирую перечитать.

Подхватив нить повествования в 308 г. до н.э., повествование ведёт наших героев (Антигона и его сына Деметрия, Пирра и многих других) вплоть до поражения Антигона Монофтальма в битве при Ипсе (301 г. до н.э.).

На мой взгляд, это лучшие написанные романы Вершинина. Вершина творчества и opus magnum. Более того, это лучшие исторические романы, которые мне доводилось читать вообще. Мои впечатления лучше всего охарактеризует то, что я бросился искать эти книги сразу же после прочтения. Считаю, что это именно та литература, которой место на полке.

Опишу пару ключевых для меня моментов. Дело в том, что при всей любви к истории, я стал скептически относиться к историческим романам ещё в юности, лет 20 тому назад, в начале нулевых. Они либо слишком сухи и скрупулёзны, как хлебные корки, и тогда их неинтересно читать, либо, чтобы как-то увлечь читателя, автор добавляет каких-то внеисторических персонажей и приключений, которые, конечно, могут увлекать, но в итоге превращают роман в историческое фэнтези. В обоих случаях, мне интереснее изучить научно-популярную работу, это проще, понятнее, интереснее.

А второй важный для меня момент в том, что мне очень понравились очерки Льва Рэмовича об Африке и Южной Америке. Повторюсь, что это выглядит как концентрат, в который только добавь воды и получишь отличные приключенческие романы. Каждая история так и проситься превратиться в серию романов о колониальных войнах в Африке или о трагедии Парагвая.

И вот совершенно неожиданно, я получаю в свои руки исторический роман, написанный идеально на мой вкус. Ничего лишнего, никаких приключений и второстепенных персонажей, нет! Автор полностью сконцентрирован на ходе истории, на исторических персонажах и событиях, на великих сражениях, на предательстве и стойкости, на рождении и смерти. Одним словом, на событиях, которые были, которые можно легко перепроверить, чтобы обнаружить их реальность в прошлом.

Одновременно, я получаю ту самую книгу, рожденную из очерков, где вместо скупости, наконец-то всё расписано, все эмоции выплеснуты до донышка. Мне не нужно ничего разворачивать в голове, а можно просто читать и наслаждаться великолепным историческим полотном. Как же я мог не влюбиться в книгу, которую рисовал в голове как идеал, не веря, что она существует?!

Затем я беру второй роман, а он оказывается ещё лучше! Читаю и дохожу до конца «Несущих смерть». Всю книгу нас тщательно готовили именно к этому финалу. Казалось, вся Ойкумена сжалась и затем вздыбилась на этом событии, а мы — вместе с ней, словно сливаясь с самой историей.

Битва на Ипсе. Она описана настолько великолепно и эпохально, настолько натягивает и рвёт нервы, что я не мог остановиться, читал до самого конца. Надеясь, вместе с Монофтальмом, на приход гетайров до последнего вздоха, до последней страницы. Эта часть сравнима с картиной пожара в Риме Сенкевича, а по мне, так и лучше.

Только одно омрачает мою радость. Что нет третьей, четвертой и всех остальных книг. Ведь если так великолепны эти две, то моего восторга могло быть в два, в три раза больше. Ох, как же горько, что издательства не распознали мощь именно таких исторических романов и, видимо, жаждали фантастических произведений автора. Да к чёрту фантастику, если исторические романы будут написаны вот так!

Когда Лев Рэмович вернулся в 2018 году, двадцать лет спустя, к попыткам завершить эту работу, то понял, что, увы, уже не может как тогда. Не получается так звенеть строке и чеканить шаг фаланге страниц.

Пожалуй, завершу свой отзыв, лишь отчасти передающий мое восхищение, вопросами. Интересно, не приходило ли автору в голову как-то передать свой уникальный авторский метод написания исторических романов? Научить кого-то? Неужели никто больше не напишет ничего подобного? Это будет большая потеря для меня и для исторического жанра литературы.

Источник: ЖЖ