Больше рецензий

annetballet

Эксперт

ЛюбительЛайвлиба

17 февраля 2025 г. 12:10

748

4.5 Берегите(сь) женщин

Кто такие женщины? Создания с другой планеты. Такие же люди, как все. Просто удобные вещи. Это слишком разнообразный вид чтобы был однозначный ответ. И автор поведает здесь одну из женских историй.

Главными лицами романа являются конечно женщины. Что сразу видно из двусмысленного названия. Сначала это действительно просто дом. Но затем в него приходят, уходят, остаются или умирают разные женщины. Мужчины тут лишь выполняют роль массовки. Они присутствуют только чтобы читатели лучше рассмотрели героинь.

Состоятельные немцы Барбара и Ральф арендуют коттедж в диких (но живописных) местах Йоркшира на новогодние каникулы. Неожиданно происходит снежный коллапс, который отрезает их от всего мира без связи, еды, отопления. Так Барбара случайно находит рукопись хозяйки дома, умершей более десяти лет назад.

Девочка, девушка, женщина, старуха. Все это главная героиня. Фрэнсис Грей рассказывает о своей долгой жизни. О любви, о родне, о двух войнах и ее сердце, которое бьется только в этом поместье. Фрэнсис непростая свободолюбивая натура. Отказавшись выйти замуж за своего друга детства и родовитого аристократа Джона Ли, Фрэнсис пошла по извилистому пути. Сначала движение суфражисток. Затем работа в военном госпитале во Франции. Душевные потрясения и предательства, обиды на которые героиня старается не показывать.

И всё-таки мне сложно назвать ее борцом за права женщин. Она оказалась в общем потоке, без идей и стремлений. Как молодой человек, который пробует запретное чтобы убедиться, что это его не интересует. Будучи скупой на привязанности, Фрэнсис олицетворяет работящую бабу, которая тянет на себе все. И тут мне не хватило ее отзывчивости чтобы проникнуться ее судьбой. Понимаю, что судьба эта не простая. Но это как жалеть трактор за то, что он пашет.

Барбару не вижу здесь главной героиней. Видимо это мог бы быть символ свободной женщины нового века, но она осталась для меня лишней. С тем же успехом рукопись вместо нее могла читать автор. Портрет этой женщины сводится к тому, что она успешный немецкий адвокат. И просто любопытная фрау. Приехала с мужем спасать брак? Это было ее намерение, но абсолютно не касается сюжета книги. И в частности Ральфа, ее мужа. Он единственный герой романа, которому я могла бы посочувствовать.

Лора Сели, нынешняя хозяйка дома. Боязливая, но чуткая женщина. Которая в моих глазах навсегда останется всего лишь молодой девушкой. Ребенком она попала в дом Фрэнсис, спасаясь от бомбежек Лондона. Она и ее младшая сестра Марджори, которая выступает явным антагонистом всему и всем. И при этом не обладает ни граммом причин быть таковой.

Еще одна героиня романа – это Виктория. Младшая сестра Фрэнсис. Безумно привлекательная, но совершенно пустая кукла. По крайней мере так ее видит старшая сестра. На протяжении всего текста она раздражала Фрэнсис своим нытьем. Но и на этом всё. Мы видим, слышим и оцениваем эту женщину только через глаза и чувства Фрэнсис. Что на мой взгляд лишком предвзято.

Текст читала с увлечением, но в финале осталась неудовлетворена. Недостаточно информации о героинях, не смотря на немалый объем книги. Не раскрыты и темы свобод женщин, которые подразумевались жирным шрифтом с самого начала. Мне кажется даже наоборот автор тыкнула нас носом и указала на Фрэнсис и Барбару. Мол, видишь, что получается, когда не следуешь своей природе.

Просто лингвистическое наблюдение. Книгу прослушала в аудиоформате. И мне казалось, что люди тут говорят под одну гребенку. И дочки коменданта, и кухарка, и члены богатых семей. Любимое слово-паразит автора «по меньшей мере». Наткнулась не него сразу после прочтения, когда вернулась просмотреть пролог. Оно использовалось более 20 раз.

***
Прочитано в рамках АФМ от Аннушек. За совет благодарю djv67