Больше рецензий
25 февраля 2025 г. 19:56
292
4.5 Как нами управляют.
РецензияКнига написана в 1928 году, но до сих пор актуальна. Не знаю, почему ей ставят низкие оценки, но, видимо, это зависит от того, что люди ожидают от неё. Всё, что в книге называют пропагандой, сейчас обозначается умным словом "маркетинг".
Вообще, имея экономическое образование, книга покажется максимально простой, хотя, мне кажется, и образование тут не нужно – автор достаточно подробно разжёвывает маркетинговые ходы того времени.
Если не зацикливаться именно на экономике, то одной из важных мыслей в книге является:
"Психологи – последователи Фрейда отмечают, что многие наши мысли и поступки зачастую представляют собой компенсацию за желания, которые нам пришлось подавить. Вещь привлекает не своей истинной стоимостью или пользой, а потому, что человек бессознательно видит в ней символ чего-то другого, чем хотелось бы обладать, но он этого стыдится."
Да-да, наше поколение, которое гонится за всевозможными брендами, лейблами и прочим – всё это отражается в книге 1928 года.
Как бы не хотелось признавать, но вот я тоже жертва маркетинга: читаю книги, которые навязываются известными названиями, громкими заявлениями или восторженными отзывами. А на деле оказывается, что книга того и не стоила. На ум мне, например, сразу приходит "Девушка в поезде", о которой трубили буквально везде.
В прежние времена общественное мнение формировали вожди племени, короли и религиозные лидеры. Сегодня подобная привилегия есть у каждого. Одно из проявлений демократии заключается как раз в том, что любой человек имеет право вести агитацию в своем окружении и становиться лидером внутри собственной системы убеждений.
Но ещё больше меня удручают люди, которые считают, что они не подвергаются влиянию общества и маркетинга. Приведу пример: недавно наткнулась на статью в интернете, где девушка на полном серьёзе рассказывала, что они с мужем не попадают под влияние маркетинга, а потому дарят друг другу подарки и/или цветы на 23 февраля и 8 марта спустя 3–5 дней, когда цены падают после ажиотажа. Именно поэтому, по её мнению, они экономят деньги и не поддаются маркетинговым уловкам.
Но боюсь, они глубоко ошибаются, потому что они всё ещё считают, что подарки должны быть обязательно – это ведь тоже навязанное обществом. Вот если бы цветы или подарки дарились периодически, без повода и привязки к праздникам, а просто так, от души – тогда это был бы хороший пример против волны.
В итоге, книга Бернейса – это фундаментальный труд, который объясняет, как работает влияние на общество. Даже если мы считаем, что не поддаёмся рекламе, маркетологи давно нашли способы проникнуть в наши желания и решения. И если вам интересна тема манипуляций и массового сознания, книга стоит внимания.