Больше рецензий
4 марта 2025 г. 23:11
252
5 После прочтения я бы стала фениксом, но не сгорала, поэтому не стала
РецензияДо чтения этой книги я имела о ней два отзыва.
Один - от моего самого доброго и милого друга на заре нашей с ней работы в школе, недословно: "Работать в школе и читать о школе - это перебор. Я не смогла. Почувствовала, что меня тошнит от этой темы" (как вы можете догадаться по настроению приведенного высказывания, подруга работала не в моей школе).
Второй отзыв - от моего самого критически настроенного ко всему друга, мол, книжка проходная, просто ерунда и другая лестная лексика, без аргументов, ибо что тут утруждаться. ("Горе от ума", - думаю в таких случаях. Это ж сколько удовольствия можно было получить от всего: книг, спектаклей, жизни! Но, что поделать, все проходное. Однако я отвлеклась.)
Как видно, шансы на прочтение этой книги мной были невелики. Но в прошлом году, просматривая рабочую программу по литературе, я увидела в ней зону вариативности в 8 классе: в темах, связанных с подростками, детством и т.п. Обратилась к интернету в поисках чего-нибудь нового (иначе скучно). И интернет велел читать Кауфман. Спасибо, интернет.
Когда я взяла книжку в руки и заглянула в аннотацию на обратной стороне обложки (чего я не делаю почти никогда, подобно тому, как я очень редко читаю описание фильма или спектакля, прежде чем их посмотреть), увидела, что автор - внучка Шолом-Алейхема. Далее образно и ярко, минуты на три: я просто обняла книжку и сидела с ней в обнимку от переполнившей меня радости.
А теперь о тексте: композиция из школьных микротекстов, описывается почти что ад (и я бы сказала, что фантастический, если бы мальчик, перешедший к нам в этом году из соседней школы, не покивал: там у них примерно так же, и дело даже не в одном конкретном классе или в какой-нибудь удавшейся параллели - просто такова реальность О_о). Книга дает возможность обсудить школу как систему, причины и последствия ее несовершенства, возможность/невозможность идейного и полностью всех устраивающего управления школой, ответственность и разумность человека вообще.
Всё, о книге хватит, продолжаем обо мне: эта книга всколыхнула во мне давно забытый, заброшенный, засунутый в шкаф между многочисленных пальто педагогический идеализм. Разожгла романтику. Теперь прямо хочется души и эксперимента в уроках литературы. В старшем классе один провела (здравствуйте, наш странный Лев Николаевич), второй на подходе (спасибо Ольге Николаевне и "Белому спектаклю" Театрального дома). Третий, убеждена, тоже будет. Как минимум три. Ведь Бог любит троицу. (Не могу не упомянуть Бога в связи с текстами и диалогами, роящимися вокруг меня сейчас)).
Эксперименты, как водится, могут провалиться, но я уже достаточно взрослая тетенька, чтобы принять этот удар спокойно.
Еще эта книга (по запросу Леши) привела к тому, что я рассказала своему старшему классу о своей собственной школе, одноклассниках и учителях. Один раз по ходу истории я (я!) даже расплакалась. Как вы понимаете, истории были ничего, сильные. Во всяком случае хочется надеяться. Хочется надеяться, что они не были восприняты как элемент шутовства просто для разбавления атмосферы, развлечения. Но, как говорится, кто захочет взять, тот возьмет. Я же делаю все, что могу, но чувствую, что какой бы то ни было класс впредь вряд ли от меня услышит рассказанное 8л1. Как поется в песне, "не повторяется такое никогда".
Так что вот. Пойду спать. Завтра на любимую работу. Проводить с младшим классом простые эксперименты.