Больше рецензий

13 марта 2025 г. 19:03

226

4.5 Иногда быть добрым — это казаться злым!

"Эшелон на Самарканд" — это масштабный исторический экскурс, который погружает читателя в сложный и трагический период российской истории — голод 1920-х годов в Поволжье. Тяжелейшие условия вынуждают тысячи людей покидать свои дома в поисках спасения. Главный герой, комиссар Деев, получает задание сопроводить эшелон с детьми-сиротами из Казани в Самарканд, где их ждет спасение. Этот путь становится не только физическим, но и моральным испытанием, борьбой за выживание и поиском смысла существования. Автор мастерски передает атмосферу эпохи: разруху, голод, страх и отчаяние, но при этом не забывает о светлых моментах — человеческой доброте, взаимопомощи и надежде, потому как в самых тяжелых условиях люди способны сохранять человечность.

Голод — это не только пустой желудок. Это пустота в душе, которая заполняется страхом и злобой.

Деев не идеален, убивавший в Гражданскую, в том числе женщин и детей, а в первые годы голода служивший в продотрядах, разорявших деревни, раз за разом рискует жизнью, спасая своих подопечных. В нём чувствуется глубокая внутренняя боль и стремление к искуплению. Его путь — это путь человека, который пытается найти себя в мире, где все привычные ценности рухнули. Деев — это символ эпохи, человека, вынужденного жить в условиях, где моральные принципы постоянно подвергаются испытаниям. Помимо Деева, в составе команды "гирлянды" есть ещё двое мужчин: поварёнок Мемеля и фельдшер Буг. Фельдшер Буг, самый положительный и мудрый из героев, часто берет на себя функцию резонера. Он видит внутренние противоречия Деева и понимает: тот искалечен войной и насилием. Доброты в нем — «на троих», но и ненависти «на десятерых». Буг понимает, что за самоотверженно­стью Деева «не долг, не идея, не человеколюбие, а большое отчаяние и большая боль».

— У хорошего человека душа — как свежее яблоко, крепкая и звонкая, — продолжал фельдшер. — У подлеца — порченая с одного бока, а то и вовсе гниль. А у тебя душа — не яблоко, а капуста: с какой стороны ни подступись — одни листья, листья, а самого-то главного, самой-то сердцевины не видать.

Дееву в поезде помогает комиссар Белая, непосредственный организатор спасения детей, чьи мотивы исключительно добры, при этом воплощают жестокое и рациональное начало — она холодно рассчитывает «убыль» и не моргнув глазом жертвует жизнями, чтобы спасти тех, кого можно спасти; она всеми силами старается поддерживать Деева в дороге и тем самым обеспечить выполнение поставленной задачи. Оба они попали в ряды потерянного поколения, которое не видело ни радости, ни любви, а только страдания и смерть. Дети, которых они сопровождают, — это отдельная история. Каждый из них — маленький герой, который уже успел столкнуться с ужасами войны и голода. Они разных национальностей, у каждого своё прозвище, и они создают впечатление образа собирательного. У них даже свой язык.

Не располагая имуществом и даже одежкой-обувью, не имея родителей и дома, а зачастую и дет­ских воспоминаний, дети владели единственно — языком. Он был их богатством, их родиной и памятью. Они его творили. Складывали в него все, что находили по пути. В редких словечках сохраняли воспоминания о встречах с пришлыми из других краев. Не пускали на его территорию взрослых.

Судя по списку используемой литературы Яхина провела огромную работу, изучая архивные материалы, и это чувствуется в каждой детали. Голод в Поволжье, гражданская война, разруха — все это описано с определённой художественной точностью, что читатель буквально ощущает себя частью того времени. Автор не боится показывать ужасы того времени, акцентируя внимание на человеческих судьбах и исторических событиях. Жестокие времена диктуют жестокие нравы – казалось бы, непреложная истина. Однако на протяжении романа идет спор о добре и зле, жизни и смерти, и прав оказывается тот, для кого человеческая жизнь бесценна. По сути, эшелон из голодной Казани в Самарканд, край хлеба и винограда - это путь ребят, собранных в этом поезде, от гибели к спасению. Это роман о боли, но также о надежде и вере в лучшее.

Иногда кажется, что мир рушится. Но он не рушится. Он просто меняется. И мы должны меняться вместе с ним.

Читая эту книгу, невозможно не сопереживать героям, не чувствовать их боль и отчаяние, но при этом не надеяться на лучшее. Это редкий баланс, который удается достичь далеко не каждому автору.

Читательский билет на ЛитРес - 909380065