Больше рецензий
17 марта 2025 г. 21:29
160
4 Спойлер уходящее
РецензияПод спойлером немного лирических отступлений о восприятии раннего и позднего Лукьяненко.
1. Первые книги Лукьяненко все же лучше последних, и дело не только в наложении свежести ощущений впечатлительной юности.
Мы недавно обсуждали, отличается ли ранний Лукьяненко от нынешнего. Люди, которые не читали его до этого, писали, что мол, нет. Одно и тоже. Те же, кто много его читал, напротив, были уверены, что «тогда, Онегин, я моложе, и лучше, кажется, была». В смысле, он, автор был лучше. Гениальное пушкинское «кажется» - абсолютно в тему. Трудно быть объективным, когда накладываются ностальгические воспоминания. И все же. Все же прежний Лукьяненко – гуманнее, интереснее, рассуждательнее и чище, что ли. Он про людей. Про внутренние вопросы, метания и решения. Нынешний – больше про внешнее: придуманные миры, расы, характеристики всего и вся… а жизни в этом нет, забывает доложить.
2. Я все же окончательно выросла из его книг. Пора это признать.
Мне было… в общем, мне было скучновато. Не потому, что сюжет знаком (почти забыла), а просто вот те плюсы, о которых выше, они же становятся и минусами. Да про людей – но людей в том возрасте, в котором их проблемы мне уже не особенно интересны. Да, философичнее, но это слишком уж простенькая философия, слишком назидательная (как это часто фиксируешь взрослым взглядом в детских книжках, а ребенком вообще не замечал). Да, это ламповая и немного меланхоличная проза, и тем хороша, однако мне порой хотелось ускорить действие и уплотнить текст.
Теперь, собственно, про книгу. Хотя, наверное, сюжет и так всем известен.
Украинский хакер Дима Дибенко придумал программку, которая погружает человека в виртуальную реальность – в Диптаун, заставляя (находясь там) принимать ее за настоящую. Мозг дорисовывает пиксельные картинки, додумывает запахи, вкусы и прочие ощущения. Это мир компьютерной реальности, в которой возможно все. Это мир свободы, в том числе от своего внешнего вида. Там ты такой, каким хочешь быть. Или каким можешь.
Но есть нюанс. Войти может любой, а вот выбраться обратно без помощи установленного таймера могут только дайверы. Люди, менее прочих поддающихся гипнозу глубины. Один из них – Леня, главный герой книги. Он подрабатывает тем, что вытаскивает из глубины застрявших там обычных пользователей, подворовывает информацию, да и просто проводит время. И вот однажды ему делают предложение, от которого он не может отказаться (цена вопроса уж очень высока) – вытащить из Лабиринта смерти (аналог Doom в виртуальности Диптауна) застрявшего там игрока. С которым что-то не то.
И постепенно выясняется, что проблема сложнее, чем казалось вначале. Причем сложность эта не столько техническая, сколько онтологическая. Т.е. не только про перебить всех монстров этого лабиринта, но про понять принципы бытия в виртуальной реальности.
С высоты нынешнего дня, «Лабиринт» - это своего рода уже исторический (не побоюсь этого слова) срез 90х годов, причем глазами примерно 20-30-летних. Первые компьютерные игры, интернет только с рабочего компьютера, многочисленные сборища толкиенистов, еще не утратившее привлекательности представление о свободе, анонимность в сети, романтические знакомства в интернете и страх встречи в реальности, и еще та самая правильная советская мораль, в которой дружба и честь стояла выше денег и личной выгоды.
Из минусов.
Романтическая линия, конечно, скучная. Но мне они везде скучные. А так, вполне уместная в рамках этого мира. А вот внезапное всесилие Леонида – все же явный перебор. Это как-то упрощает общую картинку.
Из плюсов.
Приятный ламповый момент – наличие философской начинки, которая ныне у Лукьяненко редка, как изюм в булке. И здесь я согласна с тем, что представление о Неудачнике осталось открытым. Это правильный ход. Он то самое чудо, которое оставляет Диптауну степени свободы.
Очень запал в душу момент с квартирами – он просто прекрасный. Это прямо такое чистое желание находиться в обществе, которое при этом тебе не мешает и с тобой не соприкасается. Милые невидимые соседи. Дивно.
В общем, 20 лет назад я поставила бы 9 баллов. Тогда это был просто отличный роман, не отрваться! С этой книги для меня начался Лукьяненко. Но сейчас ... погружение выходит слишком пиксельным.
Номер читательского билета 53904