Больше рецензий
18 марта 2025 г. 15:33
63
3 Прошлое — это написанный Судьбой роман, в котором сплетаются извечные темы: любовь и даруемое ею счастье, ненависть и ее пленники, человеческая душа и ее цена. Мы формируем ткань повествования своими каждодневными решениями, не подозревая, как они отразятся на главной сюжетной линии
РецензияЛапша, лапша на уши. Да, у Робертса не отнять талант красиво говорить по общему счету пустые вещи.
После бурного «Шантарама» погружение в «Тень горы» Грегори Робертса ощущается как нырок в спокойные воды после шторма. Если еще автор от начала и до примерно середины старается передать ту же атмосферу, добавить драк, мафиозных разборок, то уже после попросту превратил роман в любовный роман.
Автор, чья жизнь сплетена с Индией крепче, чем нити сари, продолжает рассказ о приключениях Лина в Бомбее, но тон повествования меняется. Первая книга была о выживании и обретении себя, а во второй Лин сталкивается с последствиями своего выбора, с тьмой, что поселилась в его душе. Он всё так же мечется между добром и злом, между любовью и долгом. Лишенный иллюзий, главный герой продолжает блуждать по запутанным улочкам Бомбея, вязнет в криминальных делах, пытается найти свое место под солнцем. «Тень горы» — это история о том, как прошлое по-прежнему преследует человека, как ошибки юности отбрасывают тень на настоящее. Лин становится свидетелем жестокости, предательства, что оставляет неизгладимый след в его душе. Робертс вкладывает в книгу мысль о том, что выбор, сделанный даже из лучших побуждений, может привести к непредсказуемым последствиям. Нет простых решений, нет абсолютной правды. Жизнь — это лабиринт, где каждый поворот может завести в тупик или привести к свету.
Бомбей в «Тени горы» уже не кажется таким ярким и экзотическим, как в «Шантараме». Город предстает во всей своей противоречивой красе: нищета и богатство, святость и порок, надежда и отчаяние переплетаются в единый клубок. Робертс показывает, как легко потеряться в этом хаосе, как сложно сохранить себя, не сломаться под грузом обстоятельств. Это уже не та атмосфера приключений, которая захватывала в первой книге. Здесь больше горечи, разочарования, надлома. История становится более эротичной и интимной.
Робертс чрезмерно уходит в самокопание, в размышления о природе добра и зла, о смысле жизни. К сожалению, это приводит к тому, что темп повествования замедляется, а философские рассуждения кажутся излишне затянутыми. Книга проигрывает «Шантараму» в динамике и остроте сюжета. Линия с Карлой, несмотря на все попытки автора сохранить интригу, кажется надуманной, притянутой за уши. Персонажи, которые когда-то вызывали симпатию, теперь кажутся картонными. Карла вообще — отдельный персонаж, которого я пытался понять, но так и не понял, ни одно ее действие, влияющее на сюжет, не было логично объяснено. Все к чему я пришел — она хотела оставить тайну роковой женщины, но это глупость, свойственная романам эпохи романтизма.
В этом романе автор попытался взглянуть на жизнь Лина глубже, но эта попытка не вполне удалась. Книга потеряла тот драйв, ту атмосферу, которая делала «Шантарам» весомой авантюрно-плутовской историей. Она стала более серьезной, более философской и менее интересной.