Больше рецензий

18 марта 2025 г. 16:17

45

5 Красное платье свободы

Так получилось, что литературу Исландии я начала открывать для себя через женскую прозу. Возможно, подсознательно держала в голове главенствующий образ страны льда и огня, её персонификацию - Повелительницу горы (Fjallkonan). К тому же именно в Исландии женщина впервые стала президентом.

Сигридур Хагалин Бьёрнсдоттир - одна из представительниц современной исландской литературы. В своём дебютном романе "Остров" она отрезала родину от всего остального мира. Маленький остров остался совершенно один, без связи со странами и континентами. Что, в общем, не выглядит фантастическим или маловероятным, учитывая географическое положение.

В романе "Вулканы, любовь и прочие бедствия "экстремальная ситуация связана с другой особенностью Исландии - вулканами, извержениями и их последствиями.

Это одна из моих самых любимых книг. Первый раз читала её с замиранием сердца. Она меня взбудоражила, всколыхнула. К очередному заседанию книжного клуба, который посещаю, я её перечитала. Перед тем, как приступить к тексту заново, задумалась над тем, что вспоминается после первого прочтения. И первым образом, который памяти удалось достать из глубин, было красное платье, которое главная героиня так и не решилась купить. В кино, книгах и прочих видах искусства нас всегда цепляет что-то своё. Так и тут получилось. Какое-то время назад красное платье для меня стало не просто покупкой (да, я оказалась решительнее книжного персонажа). Словно революционный красный флаг оно олицетворяло обретаемую внутреннюю свободу. Пульсирующая красная точка во мраке. Как факел, летящий в бездну. Про факел писал Ремарк, он так описывал любовь. Кстати, в контексте книги Сигридур Хагалин данная цитата приобретает свой особый экзистенциальный смысл в последних главах.

Запомнилось мне и более общее: "созидательное разрушение и разрушающее созидание" вулканов. И это, конечно, не про геологию.

Меня не зацепила история любви главной героини. Чувственная сага здесь банальна. "Анна Каренина", но без паровоза, потому что в Исландии нет и никогда не было железных дорог. Героиню, кстати, тоже зовут Анна. Правда, названа она была в честь Ахматовой.

Я не проживала ничего подобного, не оказывалась в такой ситуации. Но читала книгу, находясь на разломе собственных внутренних литосферных плит. После чего пришло неизбежное осознание того, что разум и воля порой не в состоянии справиться с эмоциями, что любая упорядоченная схема рано или поздно даст сбой, иногда - необратимый, а любое знание может обнулиться, чтобы запуститься заново.

На этот роман можно смотреть как на историю любви, которая перемежается с фактами о вулканической природе Исландии и о том, как это влияет на национальный характер.

А можно и как на произведение о процессах, которые происходят внутри, взяв вулканологические термины - рой трещин, эффузивные извержения etc... - в качестве образного языка для саморефлексии. Вулканы извергаются, если того требует происходящее под земной корой.

Если подумать, то в жизни любого человека происходит своя Исландия: те или иные "извержения" разрушают старое и создают новое. А бывает, что уничтожают и сам вулкан.

"Управлять этими событиями мы не в состоянии, единственное, что в нашей власти, - реагировать на них определённым образом".