Больше рецензий

18 марта 2025 г. 21:31

253

3.5 Психотриллер

Ситуация, когда человек, сильно углубившийся в свою любимую профессию, начинает использовать свои знания в области художественного творчества - отнюдь не редкость в литературном мире. Более того, существуют особые жанры, созданные мастерами своего дела, такими, как, например, Джон Гришем, который столь изящно использовал свои знания в области правоведения, что поднял жанр юридического триллера на до сего времени недосягаемую высоту. С его легкой руки, интерес к юриспруденции вырос в десятки раз, а в экранизациях его, не вполне выдуманных, историй считали за честь сниматься такие звезды как Том Круз или Джулия Робертс. Приблизительно в это же время, ориентировочно в конце восьмидесятых-начале девяностых годов, наряду с Гришемом, но в несколько другой области, неустанно творил свои детективных шедевры психоанализа американский специалист Ирвин Ялом.

Стоит сказать, что литературная карьера Ялома началась отнюдь не с художественной прозы. На самом деле это большой специалист в своем деле и великолепный философ от направления экзистенциализма. Его великий труд 1980 года под названием "Экзистенциальный психоанализ" по праву входит в десятку самых главных книг по психологии всех времен и объясняет многие из важнейших аспектов нашей скрытой психической жизни. Эта книга явилась результатом не одного десятилетия его практической деятельности в работе с неизлечимо больными раком пациентами. Можно сказать, что Ялом был даже неким пастором и "последним человеком на земле" для многих сотен умирающих душ, которые отчаянно старались ухватиться за последнюю соломинку смысла падая в бездну хаоса.

Также Ялом предпринял попытку организации групповой психотерапии раковых больных, что дало блестящие результаты и было описано им в автобиографической книге “Мамочка и смысл жизни”. Вероятно, поэтому можно не сомневаться в авторитетности и знаниях Ялома как практикующего врача психиатра, способного заглянуть в самые затаенные и скрытые уголки человеческой психики, но вот, можно ли сказать тоже самое о нем как о литераторе и авторе своеобразных психоаналитических триллеров?

Первое, на что стоило бы обратить внимание в отношении книги “Лжец на кушетке”, это время и очередность ее написания. Она была издана в 1996 году и явилась уже четвертой по счету книгой Ялома из области художественной литературы. До нее он уже потренировался в большой прозе с, вероятно, самым значимым своим произведением “Когда Ницше плакал”, уяснив себе все драматические и сюжетные ходы, раскрытие персонажей, конфликты и общие основы построения повествования. Поэтому свой следующий роман он уже постарался максимально приблизить к реальности, намного расширил количество сюжетных линий и действующих лиц, а также ввел современные проблемы отношений, игровой зависимости, алчности, сексуальности и прочие прелести цивилизованного существования. При этом, если книгу про Ницше еще можно было бы считать несколько тяжеловесной и поднимающей проблематику, в которую массовой аудитории еще необходимо погружаться, то для “Лжеца на кушетке” характерно более открытое повествование, ориентированное исключительно на массового потребителя. Конечно, с одной стороны, это печально, что автор, вместо того, чтобы подтягивать аудиторию до своего уровня, предпочел опуститься до уровня аудитории, однако качество конечного продукта не дает никакого права высказываться о Яломе или книги отрицательно.

При этом, до начала чтения, понимая весь профессионализм и настоящие знания автора о сущности человека, ожидаешь увидеть в романе несколько иную картину, нежели она проявляется по факту. Конечно, для книги как никогда удачно было выбрано название. Сама по себе тема лжи в направлении взаимодействия терапевта-пациента неисчерпаема и предполагает по-настоящему бесконечную вариативность. Уже от одного названия начинаешь сам писать в своей голове роман, в котором главный герой сталкивается с феноменами раздвоения личности или оказывается жертвой своих же собственных фантазий и желаний, обманывая сам себя. Но история оказывается несколько более простой и однообразной.

В центре повествования герой многих романов Ялома доктор Эрнест Лэш и его пациентка, обратившаяся к нему из мести за всех мужчин, мечтающая соблазнить его и разрушить его карьеру. Однако сеанс психоанализа оказывает раскрепощающее действие на пациентку, которая полностью преображается под психоаналитическими чарами, действующими на ниве экспериментального психоанализа, предполагающего буквальную смену ролей и полную откровенность врача о своей внутренней жизни.

Также в истории присутствует несколько побочных сюжетных линий. Одна из них создана в противовес идеологии главного героя и повествует о его наставнике - престарелом докторе, строго придерживающемся принципов, но становящегося жертвой не только своего пациента, но и своих же страстей.

К сожалению, что касается исключительно сюжета, то по прочтении остается чувство некоторой недосказанности. Возможно, во многом тут виновата именно ориентация на массового читателя, что предполагает неизменных хэппи-энд, довольно быстрое, и не вполне обоснованное, изменение дуги характера, наказание всех плохишей и поощрение всех благодетелей. Однако, для серьезной литературы, на которую претендует данная книга, в ней недостаточно настоящей человеческой драмы, которая могла бы действительно заставить зазвучать молчащие струны нашего истинного бытия. Однако книга, также как и прошлый байопик про Ницше, относится к несколько другому жанру. И, вполне возможно, Ялом сам хотел бы отдохнуть от подавляющей безнадежности и тяжести существования хотя бы в мире своего художественного вымысла.

Что же касается описания самого процесса лечения - как и всегда, оно выполнено блестяще. Автор очень удачно вводит в повествование внутреннюю речь персонажей, создавая осязаемый резонирующий диссонанс между тремя пластами реальности - чем является герой для других (что он говорит, делает), чем он является и что думает о себе и, наконец, самый главный пласт, до которого читателю стоит дойти самостоятельно - чем является персонаж в своей “экзистенциальной сути”.

На самом деле, все, что касается именно последнего аспекта вызывает наибольший интерес - истинная суть героев проявляется всегда где-то на неуловимом пересечении между их словами и мыслями, это некий, употребляя термин философа Хайдеггера "просвет", что можно заметить только боковым зрением и никогда невозможно увидеть его напрямую. Вероятно, поэтому развязка истории не выглядит банально и стереотипно. Да, предугадать ее не составляет никакого труда для более-менее искушенного читателя, но она все равно оставляет ощущение какой-то полноценности и глубокой удовлетворенности, хотя бы потому, что все персонажи оказались не полностью, не до конца раскрыты. В каждом из них осталась какая-то неуловимая, экзистенциальная загадка.

Таким образом, книга психиатра и литератора Ирвина Ялома может быть как минимум достойна внимания каждого не только любителя психоанализа, но, также просто рядового читателя, который может несколько расширить свой психологический инструментарий и, как минимум, почерпнуть из нее несколько полезных советов, которые действительно пригодятся в жизни. По чисто художественным характеристикам она намного превосходит среднее качестве, и имея в закромах только нехитрую завязку и еще более простодушную развязку, оставляет таинственное магическое впечатление какой-то близкой, но непонятной тайны бытия.