Больше рецензий
20 марта 2025 г. 16:51
94
5 Может ли добро ранить?
РецензияКнига А. Лиханова адресована, в первую очередь, педагогам, а потом уже, наверно, родителям. Она всколыхнет учительскую душу, заставит пересмотреть свою профессиональную деятельность, дать ей оценку, может, даже неудовлетворительную.
Выпускница пединститута Надежда по распределению попадает в небольшой северный городок вопреки воле строгой и властной матери. Девушке определяют роль воспитателя 1б класса в школе-интернате. Это необычный класс. Все дети в нем – сироты: «Дети автомобильных катастроф и даже землетрясений, но чаще всего – человеческих ошибок и взрослой слабости, это были особенные дети. Лишенные родительской ласки, они даже не знали, что она бывает. Человек может и не подозревать о счастье, если он его не испытал». Героиня, изучив личные дела подопечных, с полной самоотдачей погружается в работу, стараясь окружить заботой и вниманием каждого воспитанника. Но вскоре Надежда Георгиевна осознает, что ее и другой воспитательницы, и даже всех работников интерната не хватает на всех детдомовцев. Учителя не могут одарить любовью всех в полной мере, кто-то все равно оказывается обделенным. Тогда девушке приходит в голову идея: а что если найти для детей-сирот друзей, близких людей, которые готовы забирать малышей к себе на выходные? На статью в местной газете откликнулся шквал желающих. Проведя тщательный отбор, комиссия определила самых благонадежных. И вот в субботнее раннее утро все ребята разобраны по семьям, а в понедельник счастливые и довольные дети возвращены в школу.
Прекрасная, замечательная идея. Но в очередную субботу за Аллочкой никто не пришел, а потом и Севу перестали забирать. Некоторые семьи, столкнувшись с трудностями в общении с ребенком, выбрали собственный комфорт и предпочли отказаться. Невероятный удар для маленького человека, трагедия детской души, когда после предательства взрослых ребенок может навсегда утратить веру в людей. Кто виноват в случившемся? Надежда винит себя. Жестко и сурово. Благими намерениями вымощена дорога в ад:
«За несостоявшиеся намерения других людей единственная в ответе ты сама. Ведь ты их подтолкнула. И нет никаких обстоятельств, смягчающих твою вину».
От 6 из 22 сирот отказались. Можно считать, благополучный исход. Счет шесть:шестнадцать. Но педагогика не точная дисциплина. Можно выиграть со счетом 16:6, а можно и проиграть, эти шесть перетянут на себя шестнадцать. Надежда дает себе клятву:
«Я поклялась быть учителем этого класса. Благие намерения предстояло поддерживать благими делами. Я думаю, и дорога-то в ад вымощена не намерениями, а намерениями неисполненными. Вот в чем дело».
Повесть поднимает бурю вопросов. Какова роль учителя в жизни ребенка? Насколько готов педагог взять на себя ответственность за детские души? Избыток доброты вреден, и добро может ранить? Не все благие намерения приведут к счастливому финалу? Должен ли учитель жертвенно отдаваться ученикам, при этом забывая себя, свои желания и интересы? Один из героев книги сказал:
«Время самоотверженности в педагогике кончилось! Мы живем в эпоху совмещенных страстей. Надо делиться на много частей, чтобы успеть во всем!».
На что Надежда восклицает: «Понемногу? Не мало ли – понемногу. Может, лучше много в одном?». Она не хочет размениваться, ее предназначение – полностью раствориться в детях. Не слишком ли большая жертва? Жизни предпочесть долг? Вопросы сложные, неоднозначные, хотя героиня сделала свой выбор: она посвятила себя детям без остатка.
А. Лиханов затрагивает самые тонкие струны души, слог писателя чудесен, вы не сможете оторваться от повести до последней страницы.
Конечно, в произведении нарисован идеальный образ учителя, воспитателя, человека большого любящего сердца, но если бы у каждого из нас в школе были бы такие педагоги, наше общество стало бы, наверно, чуточку счастливее и добрее.
Комментарии
Лиханов - прекрасный писатель! От книг невозможно оторваться.