Больше рецензий

MarQue

Эксперт

Королева фэнтези и Кока-Колы

20 марта 2025 г. 19:32

278

1 Спойлер

Я закончила “Книгу Эсси” примерно неделю назад и довольно быстро – в течении суток. Всю эту неделю я мысленно возвращалась к ней и, как это обычно со мной бывает, чем больше я о ней думала, тем больше причин для недовольства появлялось. У автора были все шансы сделать из “Книги Эсси” сильную историю про обретение своего голоса, но в итоге получился какой-то недо-капустник, который поднимает много сложных и табуированных тем (изнасилование, инцест, гомофобия, секты и это еще не все) исключительно ради шок-контента, никак в них не погружаясь.

Эстер Хикс (Эсси) семнадцать лет и всю жизнь она находилась под прицелом телекамер реалити-шоу “Six for Hicks”, повествующем о буднях ее семьи. Мать семейства, Селия Хикс, и продюсеры шоу почти 20 лет культивировали образ добропорядочной христианской семьи, а посему когда выясняется факт беременности Эсси, все в первую очередь думают о надвигающемся пиар-кошмаре. Решение находится достаточно быстро с подачи самой Эсси – всего-то надо разыграть роман с одноклассником Рорком Ричардсом, а потом быстро устроить их свадьбу, пока не видно живот. Тем более, что находящиеся в бедственном положении родители жениха уже на все согласились.

Большая часть этой книги вдохновлена историей вокруг семейства Даггер. У Даггеров было собственное реалити-шоу “19 Детей и Это Не Предел”, которое продержалось в эфире без малого 10 сезонов, но было закрыто в 2015-ом году из-за скандала. Всплыла информация, что старший сын семьи Джош сексуально домогался своих младших сестер, после чего был сослан в исправительный лагерь, и этот факт тщательно скрывался его родителями. Собственно, паралелли между реальными Даггерами и придуманными г-жой Уэйр Хиксами угадываются достаточно быстро, а посему догадаться, что произошло с Эсси и кто является отцом ее ребенка, довольно просто. Эту связь между реальностью и вымыслом невозможно игнорировать. Даже если не знать историю Даггеров, работает банальный метод исключения, так как круг Эсси довольно ограничен. Но Меган Маклин Уэйр предпочла тянуть кота за причинные места, из-за чего структура и драматургия истории пострадала. Но об этом позже.

Повествование идет сразу от трех персонажей – Эсси, Рорка и Либби. И каждого из них стоит разобрать отдельно. Ибо, я не шучу, у всех ПОВ-ов есть свои недочеты, которые образуют огромный якорь, тянущий эту историю на дно. Это яркий пример того, как не надо делать при работе с персонажами.

1. Либби или персонаж, точка зрения которого не нужна
Либерти Белл является ультра-правой религиозной телеведущей, которая периодически берет интервью у Эсси. В целом, ей не особо хочется этим заниматься, но Эсси обещала новую сенсацию, а сенсации на дороге не валяются, знаете ли.

Почти сразу становится понятно, что Меган Маклин Уэйр очень хотелось написать про кого-то вроде Либби, но одновременно с этим у нее не было желания издавать новую книгу. И в целом понятно почему: Либби растили в тоталитарной секте, явно списанной с печально известной Ветви Давидовой, и, хоть она и смогла вырваться, некоторые ключевые учения все еще остались у нее в голове, и она на всех брызжет ядом. Читать от ее лица из-за этого то еще удовольствие, как можно догадаться, но это можно было пережить. Персонаж ведь не обязан нравиться, чтобы про него было интересно читать.

Вот только на основной сюжет Либби влияет не так уж и сильно. Она безусловно что-то делает, но этого “что-то” крайне мало для оправдания наличия полноценных глав от ее лица. Другое дело, если бы она была антиподом Хиксов, являясь атеисткой или представительницей расовых/сексуальных меньшинств, но это не так. У Либби даже собственной арки как таковой нет вплоть до самого конца, когда автор вставляет линию с ее все еще фанатичными родителями, которые копят деньги, дабы освободить гуру их секты из тюрьмы. И это тоже могло бы быть интересно, если бы не было реализовано также топорно, как и все остальные линии в этой книге.

В конечном счете, функция у глав Либби всего одна. Нельзя впихнуть книгу в категорию Янг Адалт, если одним из ключевых героев является взрослый. Пусть даже стилистически и по эмоциям главы этого взрослого ничем не отличаются от глав героев-подростков.

2. Рорк или персонаж, которого задвинули на задний план
Если выбирать персонажа, за которого мне обиднее всего в этой книге, то этот титул точно достанется Рорку. Когда читатель впервые с ним знакомится, он предстает как ответственный мальчик, который не хочет быть финансовым бременем для родителей и стремиться им помочь. Он даже решил в перспективный Колумбийский университет не ехать, дабы к долгам Ричардсов не прибавился еще и кредит на обучение. Однако, в то же самое время какая-то часть Рорка все-таки ненавидит родителей и не из-за того, что они бедные, как можно было подумать. Собственно, факт того, что Мистер и Миссис Ричардс, по сути, продали своего сына Хиксам, пусть и с его согласия, явно ситуацию лучше не сделал.

Перед переходом на претензии, я похвалю “Книгу Эсси”, потому что отношения между новоявленными женихом и невестой прописаны довольно неплохо. Рорк и Эсси достаточно быстро привязываются друг к другу и становятся друзьями. Им, внезапно, весело друг с другом и перспектива быть окольцованными навсегда уже не кажется такой уж страшной, хотя романтической любви между ними никогда не будет. Рорк стал первым другом Эсси, а Эсси – человеком, которому тот может открытся.

Мне нравилось куда шла линия Рорка. Вплоть до раскрытия того, что причиной для напряженных отношений с родителями стало то, что те послали сына в конверсионный лагерь с целью “вылечить его от гейства”. Потому что дальше Меган Маклин Уэйр, в привычной для себя манере, тему не раскрывает. Как уже говорилось, для автора тяжелые темы – это не повод начать диалог, а способ напихать как можно больше триггеров. У всех серьезных книг есть триггеры, и чем их больше – тем лучше! Больше шок-контента богу шок-контента!

Собственно, после сей ревила, Рорк и отходит на задний план, и автору становится плевать на его отношения с родителями и принятие своей ориентации (в начале были явные намеки на наличие у него компульсивной гетеронормативности). Начиная с середины, у Рорка всего две функции: подтирать сопли Эсси и все делать по ее указке. В конце, родители Рорка, внезапно, его принимают, а он в свою очередь их прощает. За кадром. И эта приторность оставляет дико мерзкий послевкусие. Мистер и Миссис Ричардс ничего не сделали для того, чтобы заслужить прощение сына. Они даже не извинились! Я знаю об этих людях, по сути, всего две вещи: они настолько стыдились ориентации Рорка, что отправили его на “лечение”, а потом продали его, опять же, думая не о счастье сына, а о финансовой выгоде и шансе, что добропорядочная верующая девушка окажет на него “благотворное влияние”. Моя проблема не в том, что я в принципе не могу поверить в сценарий, в котором Рорк прощает родителей. Проблема в том, что мне этого не показали. Рорк просто мимоходом бросил то, что он больше на них не злиться и все. Никакой рефлексии и никаких моральных терзаний. При чем, это обеих сторон касается. Зачем все это тогда?

3. Эсси или персонаж, которого заткнули
С чего вообще начать? У меня столько вопросов. Что не так с ПОВ-ом Эсси? Да практически все! Начнем издалека: я не понимаю, зачем вообще надо было делать Хиксов христианами. Это, кстати, всех героев касается, но в случае Эсси выглядит особенно странно, потому что она не просто из верующей семьи: ее отец является пастором в церкви. Я понимаю, что Даггеры были глубоко религиозны, поэтому естественно, что Хиксы тоже верующие. Но с точки зрения нарратива в этом нет никакого смысла, ведь вера никак не влияет на героев (не только Эсси, но и Рорка). Меган Маклин Уэйр даже не потрудилась объяснить к какой ветви христианства относятся Хиксы и Ричардсы. Они католики? Мормоны? Крайне нишевые баптисты, как те же Даггеры? Почему всем нормально, что Эсси и Рорк целуются на камеру и держатся за руки, хотя они даже не женаты, и их отпускают совершенно одних на Кубу, не переживая, что они могут “поддаться зову плоти”. И тем не менее, над Рорком подтрунивают из-за того, что Эсси “уже порченная”.

Ладно, если Эсси бы просто перестала быть верующей из-за всех тех травм, что ей нанесли. Но религия никак не влияет ни на что. Г-жа Уэйр могла бы начать дискуссию касательно того, что некоторые церкви на уровне доктрин и институтов позволяют процветать насилию, скрывая его от общественности и находя ему оправдание. Даггеры скрывали преступление своего сына не только из-за того, что переживали за рейтинги шоу и свою репутацию, но и из-за того, что по их вере, и я сейчас немного утрирую, мужчина всегда прав и никогда ни в чем не виноват, а женщина всегда во всем виновата и должна подчинятся. У Хиксов и близко такого нет, единственное, что их волнует (в частности мать семейства) – это рейтинги. Сама Эсси говорит, что родителей развратили именно слава и деньги. Моя мысль в том, что “Six for Hicks” с тем же успехом могло бы больше походить на шоу про семейку Кардашьян-Дженнеров, и ничего бы не поменялось. Тогда бы у “Книги Эсси” была хоть крупица оригинальности, и параллели с реальной историей не были бы столь жирными.

Собственно, момент того, что Эсси – единственный ребенок Хиксов, который был зачат и рожден на шоу, тоже никак не затрагивается. Эта девушка буквально выросла под прицелами телекамер, куча людей видела как она ходить училась и как ей первый лифчик покупали. Эстер Хикс, конечно, не Труман Бербанк, но из этого тоже можно было выжать что-то интересное. Однако, то, что это телешоу, тоже не играет особо никакой роли, потому что читателю крайне редко рассказывают как на происходящее в нем реагирует общественность. Тут, кстати, главы телеведущей Либби пришлись бы очень кстати, но она в этой истории для другого.

Ладно, все перечисленное выше – это, грубо говоря, мелочи. На самом деле, пазл персонажа по имени Эстер Хикс не складывается из-за одного конкретного авторского решения: сделать из произошедшего с героиней плот-твист.

– Ты не думаешь, что это все объясняет? Ты не думаешь, что она заслуживает каждый цент, который может получить с этого?
– Конечно, заслуживает! И любой, кто скажет иначе, может идти лесом! Тем не менее, это не должна быть история жертвы.
– А чья она тогда? – спрашивает Марго.
– Это история матери.

Простите за мой французский, но это чистой воды “пиз” и “еж” с буквой “д” посередине. Большую часть книги Эсси не думает ни о своей беременности, ни уж тем более о предстоящем материнстве. Потому что если ее мысли пойдут в это русло, то автору придется погружаться в весьма неприятные рассуждения о том, что этот ребенок, во-первых, появился в результате насилия, и, во-вторых, является плодом инцеста. Это могло быть драматично и душераздирающе. Но интриги в таком случае не вышло бы, хотя, как я уже говорила, эта загадка сама по себе очень вялая и считывается на раз-два.

В какой-то момент, мне опять показалось, что автор ведет к чему-то интересному, когда выяснилось, что Эсси, по сути, мало чем отличается от своей матери. Она всегда планировала использовать Рорка, и вынашивала весь этот план со свадьбой немного-немало три года, когда беременностью даже не пахло. Эсси абсолютно не рассматривала вариант, что Ричардсы могут за это время попреавить свои финансовые дела, да даже вероятность отказа Рорка. Это показывает, что Эсси может манипулировать, но она крайне недальновидна. С этой точки зрения, могло бы быть интересно, если бы она сохранила беременность именно для того, чтобы у нее в дальнейшем появилось доказательство изнасилования. ДНК-тест все покажет. Цинично ли это? Да. Но это хоть что-то и вполне в рамках характера героини. Однако, г-жа Уэйр опять задвигает все в дальний ящик с припиской “сдать в макулатуру”.

Ситуацию делает хуже еще и то, что когда дело касается ее травмы, автор никогда не дает Эсси говорить за себя. Об изнасиловании читатель узнает в главе Рорка. О том, что это был брат Эсси, читатель узнает в главе Либби. Писать историю об обретении собственного голоса, но в итоге все равно заткнуть свою главную героиню – это надо уметь. Без шуток, тут нужен особый талант.

В итоге, “Книга Эсси” – это разочарование по всем фронтам. Это не самостоятельная история, вдохновленная реальными событиями, а крайне топорное паразитирование на них. Вот только зачем читать подобный трижды переваренный суррогат, если можно посмотреть документалку или прочитать автобиографию одной из дочерей реального семейства?

Телеграм-канал "Яблоневый Сад Эвридики"