Больше рецензий
20 марта 2025 г. 20:03
Лучшее на Лайвлибе
7K
4 Помолитесь за них
РецензияЯ загорелась идеей прочитать "Крестного отца", при том, что полностью фильм посмотрела - буквально вчера. Во-первых, до него мне надо было еще дорасти, чтобы как-то пережить и переварить это - потому что до сих пор нахожусь под впечатлением. Да и порой кажется, что фразы и знаковые моменты из фильма уже вшились в культурный код Америки и были там всегда.
Но у меня была и своя причина - не только "а мне фильма не достаточно, и надо все читать!". Один раз на квизе, в киновикторине, я увидела одно из описаний из этой книги. И поняла - мне это надо, я хочу это читать.
Надо - это точно, потому что первая глава вполне способна в себя влюбить. Конечно, Марлона Брандо с котиком переплюнуть сложно - но автор очень старается) И его последовательные описания "дона" Вито Корлеоне и его трех сыновей - одно другого краше. Есть в них что-то общее - этот упорно описываемый автором
Тяжелый лик Купидона
Но дон... Прямо через страницы чувствуется окружающая его атмосфера - власти и властности, острого ума, спокойного достоинства. Эта особая сицилийская сила, о которой потом чуть позже скажут "мягко стелет - жестко спать". На контрасте с ним старший сын Сантино-Санни - взрывной и необузданный, средний сын Фредди - ни рыба ни мясо. На отца больше всего похож младший сын, Майкл. И дон это знает - но Майкл...
У меня сложилось такое ощущение, что автор решил бросить вызов уже сложившемуся к 60м годам и довольно низковатому жанру гангстерского романа. Потому что кое-где у него прямым текстом промелькнуло
Вы что - эти типичные гангстеры из дешевых фильмов?
И история "Крестного отца" оказалась гораздо глубже, чем просто разборки итальянских мафиози на широких просторах Америки. Начиная с истории и характера дона Вито - особенно привлекло мое внимание его детство, которому не нашлось места в первом фильме, но отдали дань во втором. И невероятно меня разбередила история Майкла. Мы встречаем его в твердой уверенности, что в дела семьи он погружаться не собирается и даже сбегает от них на войну. Но - автор и дон - располагают...
Вновь у меня получилось эдакое расширение читательских горизонтов. И, честно сказать - очень приятное. Даже удивительно было читать о теневой жизни Америки, всех этих подпольных бизнесах, влиятельных семьях, продажных полицейских... И это все было - и есть же история, что к власти в Нью-Йорке пришел Рудольф Джулиани, который боролся с мафией с упорством и настойчивостью дона. И я все думала - ну действительно, как может такое твориться в стране и проворачиваться под носом у властей - не все же они были подкупленными?! Но когда мелькнула ремарка, что эти товарищи на родине противостояли самому Муссолини - ааа, ну, это многое объясняет. И не последней для меня стала - иммигрантская история. Я и по долгу службы, и по давнему увлечению интересуюсь историей США и тем, из каких пластов она складывалась. И автор здесь вскрывает - очень большой и влиятельный. Хорошо и наглядно показывая жизнь на Сицилии и итальянский характер, который привезли с собой иммигранты. От постоянных ремарок дона и его окружения "сицилиец ты или ... дрожащая" и до отношения дона с единственной дочерью Конни. Очень прям удалась автору эта "теневая" сторона Америки.
Есть, конечно, на что и попенять. Я вообще думала, что автор был совсем начинающим и буквально продал книгу на сценарий фильма, чтобы наскрести денег для семьи. Но мне кажется, что это красивая легенда, потому что уже описания в первой главе... Хотя и проблемы у меня были с первой главой - она насчитывает страниц 50-60, и ее по-хорошему можно было разделить глав на 5-6. Слишком много событий - конечно, связанных друг с другом, но - прям начинаешь буксовать. Есть у автора немного странная манера самоповтора - тот же "купидоний лик", привлекший мое внимание, после многократного упоминания уже набил оскомину. И совершенно я не понимаю двух персонажей: Джонни Фонтейна и Люси Манчини. "Подружаня облегченного поведения" и реальный крестник "крестного отца"... наверное, как-то даже двигают сюжет. Но им же посвящены целых три главы - довольно большие и довольно бессмысленные.
Но все-таки я не верю в это авторское "продал на сценарий, лишь бы денег наскрести". В самой книге чувствуется эта выразительная сила - и художественная, и сюжетная. Фильм, конечно, внес огромную лепту - и конец там кажется мне даже повыразительнее. Но и в книге и конец, и практически все, что ему предшествует... Очень какой-то мощный эффект - не просто очередной гангстерский боевик, но и что-то в этом есть - истории и судьбы людей, лица тех, кто привык оставаться в тени. И советовать буду - тем, кто хочет расширить читательские горизонты, и приобщиться к такой нетривиальной, но все-таки - классике. Даже тем, кто знает фильм наизусть - все равно посоветую отдать дань уважения (дону) Марио. Здесь определенно есть, что почитать и чем увлечься.
P.S. О фильме хотелось бы много чего сказать, но скажу только - что я не могла оторваться, пока не досмотрела все три часа. И понять не могу только одного - а почему только три оскара, а почему не дали ничего Аль Пачино или за музыку?*
*Я уже почитала - истории, конечно...)))
Ну что сказать: что-то модно, а что-то - вечно.
Прочитано в рамках Книгомарафона, март 2025
Комментарии
Маргарита, здравствуйте!
Не кажется ли Вам, что данное произведение - есть надлом и подмена уже треснувших моральных барьеров, сдерживавших ещё какое-то время всё то, чем пестрит книга?
Если проследить 50-60 года в американской литературе, то ещё в 50 годах нельзя было публиковать то, о чём кричали бестселлеры 60 (за авторством известных хиппи и прочих неформальных персонажей).
Пугает меня, если честно, приобщение к такой "классике".. как же она всё-таки далека (если вообще не расположена на другом "полюсе") от того, что действительно ценно.
Я поэтому и избегала так долго и книги и фильма. Но как увидела цитату из книги - просто влюбилась! И считаю, что она намного глубже, чем простой гангстерский боевик: и характеры дона и Майкла и их развитие, и сицилийская история, и иммигрантская история - автору определенно удались.
Согласен. Но считаю, что именно на это и был расчёт - своеобразная легализация мафии в глазах общественности. Не зря Вы подметили (и тут я тоже соглашусь), что
Это хорошо подготовленная книга, качественно собранный текст. И всё бы ничего, но меня как раз и беспокоят некоторые установки (цитаты), транслируемые сквозь призму атмосферной сицилийской ментальности. А именно то, что "ради семьи позволено всё".
Этот "25 кадр", мелькающий между строк всю книгу и сказанный более менее прямо к концу повествования, "выбеливается" так, что прочитав и посмотрев фильм (фильм менее яркий и кровавый, чем книга), создаётся впечатление, что нарушений закона, насилия и убийств вроде как и не было.. а была лишь благородная сицилийская община, в которой с одной стороны всё вышеперечисленное, а с другой - семья в виде надстройки над ею же созданной преступностью.
Здравствуйте! Не слишком ли Вы глубоко копаете. "Крестный" это крепкая беллетристика, развлекательное произведение.В своем жанре шедевр, но сам жанр все же развлекательная художественная литература. Правды о реальной " Коза ностра" почти ноль. Об этом и сам Пьюзо писал с юмором:«Мне стыдно говорить об этом, но «Крёстного отца» я написал исключительно по своим литературным изысканиям. Я никогда не встречал настоящего кристально честного гангстера». Роман попал в точку, вовремя вышел, совпал с ожиданиями читателя. Как гангстерская сага -роман очень хорош, но не более. Поэтому роман не получил ни одной литературной премии.А фильм получил и "Оскары" за сценарий, лучший фильм и за роль Брандо. Потому,что образы написаны автором аскетично, диалоги скупые- герои этакие римские легионеры, почти и без эмоций. Брандо работал над образом, придумывал фишки, поэтому и выбился из общей картины. Роли очень небольшие (и у Брандо) играть там и нечего. Пожалуй кроме Сонни, там и разыграться негде.Поэтому и нет наград.Это не значит, что они сыграли средне. Сыграли именно так, как и задумано. На этом фильм и построен и фильм хорош.И роман хорош,но это не серьезное литературное произведение,копать там особо нечего, нет той глубины,что бы искать второе, третье дно- все на поверхности. Есть у М.Пьюзо произведение посерьезней,например первые его два романа-крепкие социальные драмы.А рецензия неплоха. Прочел с удовольствием.
Кстати, Маргарита, обратите внимание на число просмотров Ваших недавних рецензий (о Японии, Стейнбеке, Достоевском) и сравните со взрывным числом просмотров рецензии на Пьюзо, написанной вчера.
Очень неприятная "развесовка", как по мне)
(Ещё стоит взять во внимание средний бал у данной книги на ЛайвЛибе, уверенно прикрепившим шильдик "Лучшее...")
Не секрет, что литература способна формировать поведенческую модель в обществе, выводить на первый план тот или иной тип мышления во взаимоотношениях человека с человеком. Тем и прекрасна настоящая классика, в которой порок назван пороком, а низость не выглядит привлекательной, более того, отталкивает и вызывает отрицание благодаря перу автора.
Ничего подобного Пьюзо и не собирался делать, повествуя о мафии. Наоборот, присутствует стойкая романтизация образа. А как известно, нисходить человеку проще и привлекательнее, чем восходить.
Здравствуйте, согласен полностью. С оговоркой. если относится к "Крестному" как к серьезному литературному произведению. Но это беллетристика. Романтизация преступника. Да. Но это работает только на молодежь. Взрослый человек уже воспринимает эту сагу по другому. Это вымысел, сказка. О чем писал сам автор. Чуть выше я написал,что правды о "Коза ностра" там ровно ноль. Так и нужно относится к этой саге. Качественная развлекательная художественная литература. И все.
Владимир, здравствуйте!)
Соглашусь, что взрослому человеку достаточно просто "раскусить" начинку произведения и отнестись к нему соответствующим образом. Но "все мы родом из детства", как говорил один известный французский автор.
Когда молодёжь читает "крёстного" или смотрит фильм, я вижу восторг в глазах, увлечение. Осознаю, что порок, так живо разрисованный пером Пьюзо, привлекает своей вседозволенностью неокрепшее сознание.
Конечно, копать глубоко тут не стоит. Просто есть опасность сбить с пути человека, которому в 18 лет вдруг становится доступной абсолютно любая беллетристика... без особого понимания, что такое художественный текст и каким катком он может проехаться по психике.
Согласен. Но "Крестный" не самый "вредный" коммерческий продукт.Есть и хуже, и по содержанию и по форме. Если быть слишком критичным, и глубоко копать беллетристику, то можно свихнуться. Молодежь и без того сама по себе слишком романтична, менее критична, радикальна. Это проходит. Но Вы правы - вкус, кругозор, образованность многое определяют и это надо культивировать, воспитывать, развивать. И по-моему, в нашей стране все неплохо. Хуже,чем было ,но лучше чем в США и Европе. В США и "Крестному" отношение другое.У нас же больше вникают и ищут глубину и " сверхзадачу". Надо уметь отличать жанры, и понимать, что теперь и у нас существует издательский "бизнес", коммерция. Не нужно читать "Крестного" или Гранже или Т.Френч как Шолохова или Ремарка, тогда и вопросы отпадут. Нужно все же отличать развлекательную литературу о серьезной. Но Ваши аргументы я разделяю. Согласен.
Безусловно! Я сказал бы, что есть гораздо хуже. Вплоть до того, когда уже не чувствуешь, что текст вышел из-под человеческой руки.
Согласен. У нас есть цензурирование текста. И слава Богу!
Не укладывается в моём сознании, что настоящие книги - это про бизнес(
Истинные искусство, театр и литература всегда носились с идеей сделать человеческий мир лучше, справедливее. Но выгода от всего этого - только в метафизической плоскости)
Полностью согласен.Настоящие книги это не про бизнес. Но политику издателей определяет как раз "бизнес". Сомневаюсь, что есть литературное цензурирование. Цензурируется только то,что нарушает закон напрямую. Ненормативная лексика и нецензурная брань присутствует во многих современных опусах. Иногда даже переводчики перегибают с этим. Это не радует. "Истинные искусство, театр и литература всегда носились с идеей сделать человеческий мир лучше, справедливее." Это совершенно справедливо. Это и сейчас так. Вдумчивый читатель и сейчас это понимает. К сожалению коммерция размывает понятия, дезориентирует читателя неопытного или начинающего. "Бестселлер" (хорошо продаваемый продукт) стал подменять понятие качественная литература. Но это и не плохо и не хорошо. Это норма для капитализма, а мы в нем живем. В беллетристике много очень неплохой литературы. Развлекательная не значит- низкосортная. Плохо,что издатели во многом формируют вкусы. Реклама и "промоушн" иногда могут сбить с толку, навязать пустышку. Было бы лучше если вкусы и предпочтения формировало государство- школа, вузы, тв. Сейчас пока , как мне кажется, все неплохо. Но это пока.