Больше рецензий
21 марта 2025 г. 11:06
161
4 Через тернии к новых колючкам
РецензияНасколько ценна и важна свобода, особенно если на неё постоянно нападают и проверяют на прочность? Вопрос, никак не касающийся прочитанного романа, однако тесно с ним связанный.
Абсурд — вопрос открытый, как и сам текст Пелевина, смешавший в себе исторический глобализм, обычного мечтающего летать подростка и систему, которая стабильна при наличии крепких винтиков и шурупов.
О чём книга? Главный герой, мечтавший в послевоенную эпоху быть очередным покорителем космоса, после школы поступает в училище, где готовят в космонавты. Но заранее предупреждают, что придётся за это отдать жизнь. Не сказать, чтобы самое ценное у советского человека, обладающий чуть иными идеалами, нежели сейчас. Но всё же. И уточняют, что сам герой, Омон Кривомазов, станет отважным гвоздём в пока едва работающей и вообще держащейся системе корабля.
Абсурд военных устремлений, гонка научных разработок, открытое противоборство, политический климат — всё это есть в романе как объекты сатиры.
Книга, которая отлично впишется на полку художественной литературы, исторической и научной фантастики, альтернативной истории на поверку существует» без категоризации. Насколько это правильно — решать автору, но что-то в этом есть.
«Омон Ра» — роман взросления, неоднозначный и разносторонний взгляд на социальный и моральный рост русского пацана, который следует за своей мечтой «стать космонавтом». Видения об исследовании космоса и героические почести, которые с этим приходят, схожи во всём мире. Обещание возможностей следует тем же классическим чудесам, которые в юности вдохновили Хайнлайна. Ну и всё, пожалуй. Полка закончилась.
Помимо абсурдности, образ русского мира вокруг молодого Омона одновременно ярко захватывающий и эмоционально соблазнительный. Роман можно назвать печальным подтверждением слепой преданности, которую ощущаешь, когда правда раскрывается. От картонных симуляторов до нелогичных загадок, эта книга могла бы стать образцом для справочника теоретиков заговора.
«Сатира, как и карикатура, работает, деформируя мир и посредством этой деформации производя шок узнавания. Пелевин в этом смысле не столько высмеивает советскую жизнь, сколько разоблачает её главные характеристики посредством безжалостного высмеивания самого гордого достижения Советского Союза — его космической программы. Временами Пелевин, несмотря на свои сатирические намерения, впадает в нечто близкое к рапсодии из-за самого величия своего предмета». (Бернштейн, 1996)
То, что поначалу выглядит как давно усвоенное русским «правильный человек», вскоре трансформируется в кошмар. «Омон Ра» можно расположить между леденящей кровь повестью Кафки «В исправительной колонии» и одной из уморительных пародий на советскую бюрократическую жизнь юмориста Владимира Войновича, скажем, «Жизнь и необычайные приключения рядового Ивана Чонкина».
Задумывал ли автор высмеять советскую систему и наработки в области космонавтики, гонку вооружений и спринт в освоении космического пространства, столкновение нелепых мечт с истинным положением дел? Неизвестно и не так уж важно. Сопоставление идеологии и реальности — не новый ход в литературе. Сатира в романе — вот это интересно, потому что сегодня мало кто себе этого позволяет. Всё в России оказывается подделкой, фальшивкой, двойным продуктом медиа-манипуляций и человеческих жертвоприношений.
Сатира, как и карикатура, работает и деформирует мир и благодаря этому приходит шок узнавания. Омон на самом деле никогда не попадёт в космос. Но он думает, что он полетел. И это наводит на некоторые размышления, которые одновременно и идеалистичны, и абсурдны.
Всю свою жизнь, говорит Омон, он мечтал о моменте, когда он воспарит: «И вот я вишу в блестящей черноте на невидимых нитях судьбы и траектории». Но Омон осознаёт, что стал небесным телом, чья жизнь мало чем отличается от «отбывания пожизненного заключения в тюремном вагоне, который ездит по кругу по кольцевой железной дороге без остановки».
Стремление к величию похвально и нормально. Но если это не твоя цель? Что, если ты всю жизнь гнался за навязанными идеалами, чужими выводами и пользовался не своими ценностями? Такое тоже может быть, и не только у одного человека, но и целой нации. Можно ли найти отсылки к таким мыслям в «Омон Ра» — попробуйте. В этом мире возможно всё.
В конце отвечу на обозначенный в начале статье вопрос цитатой из романа: «…но с тех пор, как я понял, что мир и свобода недостижимы на земле, мой дух устремился ввысь, и все, чего требовал избранный мною путь, перестало противоречить моей совести, потому что моя совесть звала меня в космос, а то, что происходило на земле, её мало интересовало». Виктор Пелевин, «Омон Ра».
Комментарии
Отличный отзыв!